Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

11 июля 2019 г. 00:25

2K

4 Осталась та же анархия

Добролюбова я читал еще этак годик назад, по известной надобности: школьная программа!.. Известный, но никому не понятный прославленный "луч света в темном царстве" - кто он?

Добролюбов вполне мирно начинает с хвальбы Островского:

Островский обладает глубоким понимаем русской жизни


Он отметил это вполне справедливо, ведь, как никак, Островский был одним из участником этнографической экспедиции по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Для Островского, как видно, эта поездка имела огромное значение, и именно она принесла ему большую пользу при написании этой драмы.

Часто Кудряша, Варвару и остальных жителей вымышленного города Калинова называют "ненужными" лица. Невозможно не согласиться с Добролюбовым, что они необходимы, ведь

без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы, что и случилось с большею частию критиков.


О жителях Калинова Добролюбов готов писать бесконечно, но мы будем кратки.

На первый взгляд они кажутся тихими и мирными жителями. Впрочем, сначала их вовсе не замечаешь: все перекрывает красота Волги. Кстати о Волге. Любят ли они ее? Замечают ли ее природные качества? Увы, нет. Они едят, ведут бессмысленные разговоры, снова едят, занимаются хозяйством, едят, потом спят. Природа для них - источник для полезных ископаемых, пропитания, но никак не объекта, чей красотой можно не только насладиться, но и вдохновиться. Жители города совершенно апатичны к той сказке, что окружает их. Они верят каждому глупому слуху о людях с собачьими головами, верят слепо. Они необразованны и неотесанны.

Не исчезли из Калинова эти чертовы патриархальные устои! Кабаниха и Дикой - местные самодуры, эгоисты, люди в высшей степени противные, которые несут вред остальным. Все же проникнуты одним желанием - угодить им, ведь они - люди властные и богатые, а значит, все от них зависит. Они, а особенно Кабаниха, не устают всем напоминать,

что их долнжо уважать.


Наконец Добролюбов с трепетом приступает к тому, ради чего начал писать эту критическую статью - оде русскому и сильному характеру. В ком же он выражен? В Катерине...

Катерине?! Той самой, что покончила жизнь самоубийством, утопившись в Волге? Да. Добролюбов пишет:

... он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех начал, которые ему противны.


Похож на некий призыв. Неужели Добролюбов хочет создать эффект Вертера?

Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход.


Мы должны простить Добролюбову его жестокость, ведь он прав: решительности в Катерине нет, она слаба. Так почему же он сказал, что через Катерину автор показал русский сильный характер?

В Катерине нет решимости и силы. Катерина с детства выросла в весьма типичных для того времени обстоятельствах: разговоры со странниками, вышивание, прогулка по саду, еженедельный поход в церковь. Разве не то же самое и в Калинове? Да, но

... здесь все как будто из-под неволи!


Не было меда в супружеской бочке, куда прыгнула Катерина. Да и о чем она думала, выходя замуж? Ни о чем. Надо выйти замуж? Хорошо. За Тихона? Ладно, раз так надо. Катерина руководствовалась принципом "надо", забывая о том, что есть и принцип "хочу". По сути, она ничего и не хотела, ее девическая жизнь протекала будто бы в тумане, а в Калинове все внезапно прояснилось.

Все же у нее было больше ума, чем у остальных. Она видела, как живут остальные, не могла жить с ними, не могла жить с грехом на душе после измены мужу. Зная, что она будет жить в доме мужа как провинившаяся собака, она решает обрести вечный покой. Но то, что другого выхода у нее не было, по словам Добролюбова - ложь. Выход есть всегда.

И мысли не может быть о том, чтобы хоть как-то изменить жителей Калинова. Они такими родились и такими умрут. Возможно, кто-то бы и смог, но явно не Катерина, у нее напрочь отсутствуют лидерские способности. Сбежать с Борисом? А что может этот юноша, материально зависящий от Дикого? Ничего. Сбежать, в конце концов, одной? Да. Она могла это сделать, но... вот сбежала она, хорошо, а что потом? На что она будет зарабатывать жизнью? Понятно, что она сразу бы угодила в руки к сутенерам.

Таким образом, другой выход был, но он был бы мучителен и тяжел для слабой Катерины. Она все равно бы покончила жизнь самоубийством. Не важно, в борделе или на Волге.

Катерина, как и шолоховский Мелехов, не смогла извлечь из тех сложных ситуаций, которые она прошла, жизненный урок, который пригодился бы ей. Она не имела никакого житейского опыта, склонности к рефлексии. Она не так сильна и решительна, как это говорит Добролюбов. Ее решимости хватает только на самоубийство, что уже хорошо. Действительно, в таком тяжелом жизненном положении наилучшим исходом для нее было самоубийство.

Таким образом, Добролюбов во многом прав, кроме того, что ее самоубийство - определённый протест против произвола и невежества. Ни в коем случае. Она ни о ком не думала, когда совершала самоубийство, кроме самой себя. Бедная девушка хотела лишь найти покой, сбежать от того ужаса, который ждал ее в доме мужа и свекрови, но никаким образом это протестом не служит, хоть и на ее мужа это некое действие возымело: он завидует Катерине, что она мертва, упрекает мать в ее смерти!.. Но и то, видно, скоро пройдет,
ведь в Волгу-то он после этого не бросился, не услышал в голове голоса Сундукова: "Иди топись - море рядом!" Да и от матери наверняка получит нагоняй после таких слов в ее адрес.

Таким образом, смерть Катерины никоим образом ничего не изменила в жизни города Калинова. Она принесла лишь себе вечный покой...

картинка Walter-Kovacs