Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июля 2019 г. 15:00

4K

5 Самое заметное оружие в истории

Об авторе
Имя « Мания Хуберт » до того момента, как я взял в руки данную книгу, мне ничего не говорило. Я, признаться, даже не знал, мужчина это или женщина. После прочтения я полез искать, что это за дарование такое, о котором я ничего не слышал. Выяснилось, что это мужчина, Мания — это фамилия, а не имя, что родился он в 1954-м году, пишет на немецком языке, а популярность в родной Германии к нему пришла после биографии Карла Гаусса, которую я бы с удовольствием почитал — да вот только на русский язык перевести её никто не озаботился (об этом позже). Собственно, на русском языке есть всего две книги Хуберта — эта и биография Стивена Хокинга — из них купить можно только вторую, а первая уже давно библиографическая редкость.

О серии
Книга вышла в 2012-м году в серии «Краткий курс», курируемой издательством «Текст». Серия эта примечательна, поэтому о ней надо сказать пару слов — в данной серии выходят книги, объектом которых становится научная история некоего объекта, процесса или явления. В нашем случае, очевидно, атомной бомбы. Но в этой же серии вышла История тела и История сердца , История свадеб и История загробного мира , История отравлений с Историей флирта , и даже История мусора , История бега и История разводов . Специфическая, но очень интересная задумка, куда, конечно, прекрасно вписывается атомная бомба. Не все книги отвечают по качеству задумке — что неудивительно.

От аптеки в Ганновере до Аламогордо в Нью-Мехико
Повествование начинается с аптеки Мартина Генриха Клапрота, одного из великих химиков рубежа XVIII-XIX веков, который является первооткрывателем циркония, титана и, конечно же, урана; проходит через лабораторию Пьера и Марии Кюри, к т.н. «урановому клубу», чтоб закономерно закончиться «Тринити» на американском полигоне в Аламогордо. За это время мы познакомимся с несколькими десятками выдающих физиков и химиков, и пройдем весь путь «научной» истории самого заметного в мире оружия. Фамилии нет смысла перечислять — они известны: Беккерель (радиоактивность урана), Резерфорд (альфа- и бета-лучи), Ган (ядерная изомерия), Чедвик (нейтрон), Андерсон (позитрон), Штрассман, Мейтнер, вплоть до Эйнштейна и Бора, Гейзенберга и Оппенгеймера.

Концентрация
Отличительная черта данной книги — какая-то абсолютно чудовищная, дикая концентрация сведений на квадратный сантиметр текста. Я специально искал — но нет, в книге нет ни одного предложения, вставленного «для красоты». Каждое предложение в книге несет в себе информацию — при этом это не сухое перечисление фактов, а драматическая история, развивающаяся сразу в нескольких плоскостях — начиная от, собственно, научной, продолжая исторической, политической, и заканчивая личной.
Учёные для Хуберта прежде-всего личности. Явно питаясь сведениями из дневников, Хуберт не может никого демонизировать, стараясь увидеть мир их глазами. Оппенгеймер, будучи аспирантом третировавший всех вокруг своим незаурядным интеллектом (синдром всезнайки, как это называется — к нему относились плохо, надо сказать, и регулярно писали на него жалобы), оказался просто идеальным создателем атомной бомбы — сочетание гениального ума и желание признания. Синдром отличника у гения, и к чему он может привести. Гейзенберг, по натуре скорее солдат и милитарист, но еще и тонко чувствующий человек, и прекрасный пианист — создатели самого страшного оружия в мире, с которым не сравнилось бы ничего, известного истории, предстают перед нами сложными комками противоречий, т.е. живыми людьми — с характерами. стремлениями, обидами, радостями. Атомная бомба скорее повод рассказать об этих удивительных людях. Но при этом автор не забывает и про свой главный объект.

Бомба
Концентрация данной книги не выталкивает, а скорее затягивает. Мир этот не хочешь покидать, хочется дальше узнавать, что же произошло с этими людьми — что еще они подарили миру, кроме самого страшного из оружия, как сложились их судьбы, и пр. Редко встречаешь текст, который абсолютно не щадит читателя, в котором спокойно употребляются сложные технически термины, и который оказывается не заумным, не сложными, а увлекательным и затягивающим.
Многие сведения из книги я почерпнул впервые — например, для меня оказалась открытием та гигантская роль, которую в концепции атомного оружия сыграл Лео Силард. Так уж получилось, что с атомной бомбой связывают людей, на деле имевшей к ней весьма далёкое отношение — а реальные создатели далеко не так известны. Тем удивительнее было увидеть одним из мощнейших «двигателей» проекта этого человека. Проект Оппенгеймера в какой-то момент вполне мог стать Проектом Силарда — помешали очень сложные отношения Силарда с генералом Гровсом, военным руководителем проекта. Антипатия между слегка дубовым воякой Гровсом и чересчур витальным и активным еврейско-венгерским эмигрантом Силардом наметилась почти сразу, и на всех уровнях — в результате Силард не то что не мог думать о руководстве проектом, но регулярно уворачивался от обвинений в шпионаже. С позиции бравого вояки харизматичный интеллектуал Оппенгеймер был куда более подходящим на роль учёного, чем суетливый Силард.

Хвалить или ругать?
Хвалить книгу тяжелее, чем ругать. Зато хвалить приятнее. Мне приятно писать об этой книге, но я не знаю, что написать кроме того, что «книга хорошая — читать надо». Поэтому я её поругаю — благо, здесь тоже есть за что.
Меня покоробило два момента:
1. Слишком большая предвзятость в отношении Вернера Гейзенберга.
Автор — немец, и это важно помнить. Чувство вины за нацизм лежит на нём тяжелым грузом, и эту вину он волей-неволей, но тащит через весь текст. Здесь важно не то, что говорит автор, а то, о чём он скорее умалчивает. Одно из этих вещей — отношения Гейзенберга с национал-социализмом не как с властью, царившей тогда в Германии, а как с идеологией. Автор своим умолчанием категорически отметает возможность нахождения между Гейзенбергом и нацизмом общих идеологических ноток. Это молчание настолько гневное, а факты настолько бросаются в глаза — что поневоле начинает казаться, что автор что-то недоговаривает.
Ученый, который по многим вопросам лично обращался к самому Гимлеру, с которым у него была переписка и, возможно, тёплые личные отношения, который был едва ли не самым высокопоставленным учёным нацистской Германии — не имел никакого отношения к идеологии нацизма? Я понимаю, почему автор не педалирует эту тему — тем больше внимания на себя обращает это молчание;
2. Я почти ничего не узнал о российско-советском вкладе как в теоретическую физику, так и в создание атомного оружия. Создается ощущение, что его не было вообще. Возможно, с позиции прогрессивной физики его и не было (меня то учили другому), но поневоле начинаешь думать, не та ли это вещь, о которой автор скорее умалчивает? Книга ориентирована на западную аудиторию, прежде всего на аудиторию Европы и США — здесь умолчание автора об СССР может звучать даже сочувственно. Или нет? Этот вопрос для меня остался неясен.

Минутка ругани
А теперь о плохом. Пользуясь тем, что мои отзывы иногда попадают на главную, я хочу спросить наши ведущие издательства — господа, КАКОГО ХРЕНА?
Пока издательство Альпина нон-фикшн издает Александра Соколова со 100500-й книгой про эволюцию человека (серия Alpina. Popular Science), пока АСТ в серии Эксклюзивная классика в 100-й раз издает книгу Фейнмана (я не против Фейнмана — он, кстати, тоже участник Манхэттенского проекта, но дефицита в его первой книге нет точно — лучше б всю серию издали) — кто издаст книгу Мании Хуберта? Кто сделает её доступной? Почему я должен узнавать о такой шикарной книге случайно, просто потому что она случайно попала мне в руки? Почему я не могу купить её в бумажном виде ни под каким видом — она издавалась 10 лет назад 1 (один) раз. Первый, судя по всему, и последний. Почему Молодая гвардия не издаст биографию Гаусса этого автора, в своей серии ЖЗЛ? Вместо 10-й книги Быкова в этой же серии. Почему так много усилий на переиздание того, в чем дефицита точно нет, а потенциальные бестселлеры, интересные, научные, сложные — игнорируют? Книга совсем не толстая, в покет влезет (а если б и не влез — Даймонд вон тоже в покет, вроде бы, не влезает, ибо кирпич — но когда надо, издатели впихнули). Почему с научно-популярной литературой в России опять все не слава богу, и шикарные книги: а) почти не переводятся; б) почти не издаются? Чтоб я в миллионный раз прочитал про эволюцию человека? После 20-й книги на эту тему, по-моему, я уже сам могу их писать. Под ногами лежит золото (или, скорее, плутоний) — нет, никто его не видит. Грустно это, товарищи.
А книгу всем рекомендую. Она хорошая, про науку, про учёных и про человека. Вот такого вот человека — приятного, умного, интеллигентного, создающего самое страшное оружие на земле. Мы, обычные люди, хуже этого собирательного человека. Может поэтому мы еще живы?

Комментарии


Почему я должен узнавать о такой шикарной книге случайно

Тоже самое. Наткнулся на эту книгу абсолютно случайно, кажется серфя флибусту:), название конечно меня привлекло, ну и не показалось что это какая-то дешевая лепнина на скорую руку.


Не, хорошая книжка.


О, феномен Баадера — Майнхофа в действии, нашел ещё одну «The Making of the Atomic Bomb» Richard Rhodes, судя по отзывам на гудридс, отличную книгу и что не удивительно, не только не переиздаваемую, но и вообще не переведенную:(


Узнаю тебя, отечественное книгоиздание.


Может, не переиздают, потому что боятся имени автора? :)))
Я бы с бо́льшим удовольствием прочитал про Гаусса, но не вижу этой книги. Есть про атомную бомбу и про Хокинга.
Придётся, видимо, бомбой ограничиться.

Кстати, у меня есть подборка фотографий ядерных и термоядерных испытаний. Очень красивые картинки, жаль, что своими глазами на них смотреть опасно :)


А что такого страшного в имени? Просто непонятно кто это, хотя можно догадаться, что про бомбу будет писать мужчина.
А про опасно смотреть - там же установка одна и называлась Леди Годива - на неё опасно было смотреть. :-)


Страшное имя Мания :)
Точно не помню, но на Леди Годиву народ вроде бы не смотрел не из-за опасности, а по причине благодарности за её великодушие. А на атомный или термоядерный взрыв нельзя смотреть без защиты по причине вполне тривиальной :)


Ну как же - был же Подглядывающий Том, которые захотел посмотреть на Леди Годиву - и ослеп. :-)


Я плохо знаю эту историю. Возможно, Леди светила ультрафиолетом и прочим жёстким излучением :)


Кстати Хуберт приводит такую историю, что кто-то из кардиналов благодарил физиков за открытие радиоактивности, ибо радиоактивность полностью объясняла, как же вышло, что Бог создал свет раньше чем "большое светило". Теперь все элементарно - бог создал именно свечение радиоактивности, и все им осветил - а солнце подтянулось позже!


Чего только не придумает народ, чтобы буквально воспринять священные тексты :))) А кардинал и вообще лицо заинтересованное.


Конечно. Но сама постановка вопроса забавная - "радиоактивное свечение" было божественным до того, как установили его вред. Ну а как установили - стало ли оно дьявольским?


Может радиация даже полезна, а нам лгут? Про ртуть то мы уже узнали правду.


Жуть! Чего только не сделает народ, чтобы продать свою продукцию!


Аж сам захотел купить литр ртути. Шутка. Не захотел.


Литр всё равно не купите :)))
Посмотрел объявления: минимальная продажная доза 34.5кг, это примерно 2.5л :)))
Цена везде указана договорная...


Может то некачественная, сертификат соответствия прилагают?
Если нет, то тогда перейдём к закупкам урана и плутония.


Вот да, наверняка ртуть разбавленная ослиной мочой. Берём U и Pt в Иране :)))


Им больше нас надо. Им лучше продавать.


"Под ногами лежит золото (или, скорее, плутоний) — нет, никто его не видит" - да, я тоже давно это заметил. Политика крупных книгоиздательских фирм парадоксальна. Они делают глупость за глупостью, малоинтересными (для всех!) книгами завалены полки книжных; переиздаются, переиздаются и переиздаются некогда популярные, но давно уже всем надоевшие авторы, вроде Льва Гумилёва, и модные современные авторы, которыми публику "перекормили" и от которых скоро всех будет тошнить... И ничего не меняется. Как издатели ухитряются не нести убытки? Где волшебная рука рынка? )


Невидимая рука рынка очень просто распоряжается: затраты на покупку авторских прав на издание и перевод должна превышать доход от продажи книг. Значит книга должна выйти больше чем 5000 экз. А, увы, редко какое специализированное издание, либо издание "не кассового" автора сможет быть выпущено таким тиражом. Поэтому просто не связываются.
Ситуацию осложняет государственное регулирование - многочисленные нормы, которым должна соответствовать книга, и НДС 10%. Если б книгоиздание стало без НДС, равно как и пониженными налогами обложили услуги связанные с профессиональным переводом, и пр. - было бы легче. Не всё бы стало лучше, но стало бы легче.


Это объясняет, почему хорошие книги переводят и издают только за счёт спонсоров.
Но остаётся другой аспект: почему яростно издают то, что не продаётся и лежит на полках книжных магазинов годами? Или более узко, частный пример: почему крупные издательства продолжают переиздавать Льва Гумилёва?


Если очень коротко - спрос бывает разный. Бывает спрос, обусловленный действительным интересом к теме. А бывает спрос к тому, что лежит на полке "бестселлеры" - я люблю эти полки, ощущаю себя археологом, который нашёл любопытные копролиты.
Первый спрос обеспечит худо-бедно (в зависимости от темы) возможность продать 500-1500 экземпляров, а второй это уже 3000. И да, вовсе не факт, что первый спрос более платежеспособный, чем второй.
А по Льву Гумилёву - думаю, ответ прост: а) его издавать почти бесплатно - никаких авторских отчислений платить не надо; б) его очень любят разного рода любители истории. Достаточно прочитать Гумилёва, и в своих глазах ты уже большой историк; в) его фамилия на слуху; г) как от этого бы не было грустно - он, похоже, правда продаётся. У меня тоже есть его томик "Древняя Русь и великая степь", правда, каюсь, никогда не открывал.