Больше рецензий

9 июля 2019 г. 14:59

884

5 Габитуация, блин

Философское осмысление научных открытий содействует эффективному объяснению окружающей реальности и её последующей трансформации. По мнению Э.Шрёдингера, обсуждение новых проблем действительности, сознания, нравственного закона возможно при обращении к традиции Веданты, "преимуществом" которой является совместный анализ переживаний и познания, иная (нежели в европейской философии) трактовка понятий субъекта познания и акта мышления. Философия Э.Шрёдингера – это попытка эволюционно раскрыть взаимосвязь между процессами познания и переживания, объяснить естественнонаучное мышление в терминах психофизиологии.

Действительно, всякая последовательность событий, данная нам в ощущениях, постепенно выпадает из потока сознания при условии, что таковая неизменна и многократно повторяется. Событие же (или условия, в которые помещается индивид), дифференцирующее с чем-либо привычным, немедленно вторгается в сознание, запускает всякий раз новый акт мышления. Иначе говоря, дифференциалы, варианты реакции и т. д. остаются в поле сознания до тех пор, пока индивид эмпирически обучается, и уходят в бессознательное поле после присвоения им статуса повторяемого.

Современные лозунги типа «Я такой, какой есть, дайте волю моей индивидуальности!» «Свободное развитие – желаниям, которые природа посеяла во мне!» ложны в своих основах и катастрофичны в социальной результативности. Поскольку homo как вид непрерывно эволюционирует, жизнь индивида, каждый его день должен быть наполнен непрекращающейся борьбой с примитивным эго, сопротивлением животной воле ввиду того, что эволюция социума также движется в сторону фиксации тех мутаций, которые, будучи сознательно отработанными и потому зафиксированными в подсознании, способны стать собственностью вида. Воплощение означенных выше лозунгов – путь человечества к атавизму, возвращение homo к статусу erectus.

Интересны (в качестве начал эволюционной эпистемологии) рассуждения Э.Шрёдингера о связи спектральной чувствительности глаза со спектральным составом солнечного света (речь идёт о светочувствительных палочках, игравших важную роль в подводном зрении, и их эволюционной замене цветочувствительными колбочками, характерными для животных дневного образа жизни).

Между тем, отправной точкой мировоззрения Э.Шрёдингера (научного, целостного, однако далеко не всегда бесспорного) является платоновский аппарат Единого, приводящий автора к единству науки и религии, индивидуального мышления и социума, обоснованию этики законами эволюции. Показательно также исследование Э.Шрёдингера о взаимосвязи научного прогресса и уровня развития цивилизации. Однако метафизическая философия противоречит не столько эмпирике (подобный взгляд, безусловно, осмыслен, хотя является ложным), сколько, главным образом, логике: метафизическая философия ничего не постулирует и не имеет эмпирической верификации. Более того, платонизм формулирует такие представления о благе, идеалах, душе, рациональности мира, месте разума в нём, принятие которых, – сугубо оценочных, постулируемых в соответствии с индивидуальными интересами авторов, – приводит единственно к человеческой трагедии. Платонизм превращает нечто частное во всеобщее необходимое, индивидуальные оценочные суждения – в социально-политические задачи, личные этические и эстетические взгляды – в категорические требования идеологии. Увы, конкретные сломанные судьбы, спекулятивные социальные учения, пагубные политические решения – результат господства платонизма в известных государственных социально-политических идеологиях. Испытать их на себе Э.Шрёдингеру пришлось не один раз…