Больше рецензий

7 июля 2019 г. 07:44

780

5 Это книга-лимонад

Каждый раз покупая новую книгу Франца Вертфоллена, чувствую себя Форрестом Гампом, открывающим коробку конфет. Что в ней будет в этот раз? Автор как всегда непредсказуем, чем и похож на жизнь.

В книге аутентично передано время — мой мозг не смог бы читать и верить событиям повести, если бы они были переданы «инстаграмно».

1930-е годы. Ощущение смуты и непонимания политической атмосферы, предчувствие войны, хоть об этом и не говорится в книге, «гос. служащие» аппарата Третьего Рейха, бурлеск, Берлин с его разделением на правый режим и либеральных и декадентных художников. Все это чувствуется и книга дышит событиями того времени.

Немного странным людям, считающим, что события якобы слишком современны - люди всегда были людьми с теми же инстинктами, целями, эмоциями. Берлин 1930-х— это не допотопное время, наоборот, это очень "гламурное" место, что станет обшарпанным вовсе не сразу в 1933, а лишь к 45-му году. И даже десятилетие нацистов + война не стряхнули с Берлина весь его "гламур" — почитайте те же воспоминания советских фронтовиков!

Главный герой. Оооо, о нем действительно должна быть целая вселенная.

Обожаю книги с сильными характерами. Люблю таких людей в жизни, но встречаю их крайне редко, увы. Люблю как они служат зеркалом в обществе: как только нам не хватает сильных качеств в себе, мы всегда предпочитаем сказать, что это не мы плохи и нам нужно работать над собой, а это они «эгоцентричны» и «брезгливы к окружающему». Даже завистливые мачехи во всевозможных сказках не могли не чувствовать, что Золушка или Русалочка были чище, дышали свободнее и были счастливее их. И именно потому такие мачехи кричали про Золушек, что те — надменны, эгоцентричны, хитры, коварны и при этом инфантильны и легкомысленны... в общем, противоречивые крайне мачехи.

Люди, которые так говорят боятся, что к ним лично относятся как к Дженни в этой книге, что произвели бы на главного героя такое же глупое и неуклюжее впечатление, хотя Франц и Герберт очень адекватно относятся к Дженни. Лично я считаю, что это потому что она не грязна внутри, глупа да, но не грязна, что резко отличает ее от людей, которые не хотят показаться глупыми, но и работатьнад тем, чтобы глупыми не быть, не хотят.

Называть героя инфантильным и бездумным — это читать книгу всем, чем угодно, только не глазами и мозгом.
Забавно видеть, как некоторые вырывают из контекста слова главного героя о том, как он якобы бездумно тратил деньги семьи. Полный абзац:

«Ошибаетесь, матушка, я со вкусом использовал его бездарные деньги. Он с ними в могилу хочет лечь? Я работал с нашими инвестиционными портфелями, я знаю все вклады, заводы, карьеры, недвижимость, не говоря уже о поместьях и винодельнях, и я знаю, что живи я десять раз так, как я жил, я не перевел бы и 30% наших стандартных доходов.»

Здесь видно, что Франц не просто знаком с капиталом семьи и бережёт его, он его приумножает, и он крайне осознан в своих поступках. Он просто умеет жить красиво и делать жизнь свою и окружающих роскошнее. Роскошь, кстати, не в деньгах и от денег не зависит, роскошь, как говорила Шанель, это умение думать эпично, искусство жить красиво. И такое искусство требует ума, воображения и вкуса. Вот в них-то главному герою и не откажешь (если сам не "мачеха", которой глаза режет).

Читая другие произведения из вселенной Безделушка, ты ещё узнаешь, что если Франц оказался в СС, то как раз из-за ответственности перед семьей. Из-за желания защитить семью и наследство, понимания, что он должен сохранить и передать потомком то, за что его предки проливали кровь веками.

В одной из сцен, герой предстаёт перед комиссией школы СС за прыжок в холодную воду зимой и решается вопрос его отчисления. Из поступка непонятного, который классифицируется как «напился и не знал, что делал», к концу сцены герой предстал разумным и совершившим это действие из любви к красоте смелым человеком. Не буду спойлерить, как именно это происходит, но это завораживающе, читайте книгу. Одна эта сцена стоит того. Как стоят все сцены, где главный герой показывает, как жалка человеческая ограниченность, автор показывает, сколько нацизма в НАС!! В вас! Во мне! ПОтому что глупость и ограниченность, умение мыслить лишь штампиками НЕИЗБЕЖНО ведет к нацизму, расизму и любым иным нетерпимостям. Люди, которые говорят, что книжка про СС, чем, какими органами вообще вы читаете? Автор-то и гениален тем, что взяв такую тему, он показывает любому читающему человеку (читающему!), что не нацизм, расизм — зло, а ЗЛО = ОГРАНИЧЕННОСТЬ. Нацизм и расизм — это последствия. ОГРАНИЧЕННОСТЬ и УЩЕМЛЕННОСТЬ ведут к Холокостам. Сколько монологов главного героя в "Берлинских заметках" показывают лично каждому, где он ограничен, и лишь когда сам маленький мерзкий нацист, вот тогда ты это отрицаешь и ругаешь книжку. Нацисты — это не фанаты Гитлера, не скинхеды одни, это любой ограниченный, не желающий думать иначе, чем штампами человек. Чем надо читать эту книгу, чтоб не увидеть столь бьющего в глаза авторского заявления? Вероятно — заштампованным мозгом.

Диалоги блистательны. Тебе смешно и грустно. Смешно, потому что юмор и ирония. А вот грустно, когда ты видишь глупость в себе (если ты, конечно, на это способен). Мысли в книге необычны. Повесть однозначно заставляет вас задуматься. Иногда с главным героем согласиться страшно, но его слова в тебя западают. И одного у него не отнимешь — какой-то рыцарственности в лучших пониманиях слова "рыцарь". Не в сопливо-букетных пониманиях, а когда рыцарь — это тот, кто хранит общество от разложения.

Это книга-лимонад, подающая тебе лимоны (правду-матку) в самой приятной и освежающей форме. Спасибо вам за ваш труд.

Комментарии


"Ты ещё узнаешь, что если Франц оказался в СС, то как раз из-за ответственности перед семьей. Из-за желания защитить семью и наследство, понимания, что он должен сохранить и передать потомком то, за что его предки проливали кровь веками."

Тоже прочувствовал это из книги, так как во времена перед второй мировой, национал-социализм завоёвывал всю Европу, особенно Австрию конечно. Франц был в корне не согласен с их взглядами, но шёл туда, потому "либо он с ними, либо против них". А быть против рейха - mission impossible для тех у кого на той территории банки, заводы, недвижимость и т.д.
Конечно, если у тебя всего 1 съёмная квартира, ты просто возьмёшь и уедешь, но у Франца был долг перед семьёй, ответственность за то, чтобы не разбазарить владения Вертфолленов (которые копились столетиями)


Верно, книга как раз о том, как в системе нацизма, нацизму противостоять


Совершенно согласна. Книга о той силе, что может противостоять всем ужасам, устанавливая при этом свою картину мира!