Больше рецензий

5 июля 2019 г. 22:17

3K

5 Страшно, просто страшно (и почему поведение Сабины в плену нельзя осуждать)

После прочтения данного свидетельства у меня в голове пульсирует лишь одна мысль: "Как мне забыть, что я прочитала эту книгу? Как стереть это из памяти?"
Хотя некоторые считают, что книга "никакая" (сухая, нехудожественная, неэмоциональная), мне было жутко страшно ее читать.
Здесь нет фонтанирующих эмоций автора, нет накала страстей, извращенных описаний и прочих ужасов. Однако лично у меня это повествование вызвало чувство опустошенности, животного страха, тревоги, депрессии.
Почему? Потому что это происходило с живым человеком, с маленьким ребенком; потому что это, скорее всего, в данный момент снова где-то происходит; потому что это могло случиться с каждым из нас.
Художественных средств тут нет, но страшной правды, жестокой реальности без прикрас здесь достаточно.

Меня поразила, вдохновила эта девочка и ее сила духа, ее тяга к жизни, способность к выживанию. 12-летняя Сабина, оказавшись в руках садиста-педофила в грязном подвале, решила: пусть и в вечном заточении, но она будет жить, потому что жить - это главное. Она даже ни разу не задумалась о самоубийстве, а я все ждала - "Когда же, когда? Ведь это все невыносимо! Как она может терпеть? Я бы уже давно попыталась". Но Сабина и не думала сдаваться. Такой оптимизм и такая воля к жизни не свойственны и многим взрослым, находящимся куда в более комфортных и безопасных условиях. Как часто мы ноем и ругаем нашу жизнь, хотим с ней расстаться, даже не представляя, насколько ужасной она может стать в один "прекрасный" момент.

Некоторые читатели осуждают Сабину за то, что она, оказавшись в лапах маньяка, жаловалась только на плохую еду и скуку. Я категорически не согласна с тем, что такое поведение нелогично и что ребенка можно за это критиковать.
"Ой, он ее насилует, а ее, видите ли, только еда не устраивает".

1) Девочке было 12, она еще играла в куклы, она на тот момент сама говорит, что была очень и очень наивной. В своих воспоминаниях она рассказывает, что тогда даже не знала, что такое половой акт, не знала, что те вещи, которые этот монстр с ней делает - абсолютное зло. Она этого не понимала, поэтому относилась к данным вещам как чему-то, что ей "очень не нравилось, было неприятным, нелепым и непонятным". Она больше боялась избиений, чем касаний, так как понимала, что когда бьют - тебе желают зла, а те действия производятся непонятно с какой целью.
Это сейчас девочки в 12 уже взрослеют: они имеют доступ ко всем СМИ и уже из всяческих "страшных" групп Вконтакте знают, что к чему: что такое секс, какие преступления совершаются, кто такие педофилы и т.д. А Сабина в те годы не имела доступа к такой информации и была еще разумом совсем ребенком: расстраивалась из-за двойки и необходимости подметания, наивно радовалась встречам с подругами, хорошей погоде и новым подушечкам, сшитым бабушкой и не ведала, каким может быть мир. Она же говорит, что тогда даже не поняла, зачем ее похитили; раньше она видела объявление о пропаже 2-х девочек, но у нее тоже даже мысли не было, что с ними могло приключиться. Ее разум был просто слишком невинен и совсем не искушен.

2) Эта защитная реакция психики - отвлечься на более мелкие проблемы, на насущные дела, заняться рутиной, чтобы не быть сломленным чем-то более глобальным и неизбежным. В такой ситуации лучше переживать из-за недосоленной еды и грязной одежды, чем осознать, что с тобой происходит самое ужасное в жизни и сойти с ума от этого. Слава Богу, что этот ребенок ТАК волновался из-за всяких мелочей, что не понимал, насколько злостные деяния с ней творят!!! Именно это и помогло ей претерпеть весь этот ад.

3) Сабина сама говорит, что капризничала она по большей части специально, чтобы надоесть ему, чтобы он устал от нее и отправил обратно в подвал. Хотя, конечно, она выбрала слишком опасную линию поведения - любой другой маньяк разозлился бы от такой наглости.

4) Автор не побоялась быть честной с нами: любого живого человека в глубине душе все равно волновало бы отсутствие мытья, желание съесть что-то вкусненькое, стремление к лучшим условиям. Она могла бы описать, что она как святая героиня лила слезы о своей чести и потерянном детстве, но девушка призналась, что ее в тот момент также волновали и бытовые проблемы.

5)Говорят, человек привыкает ко всему и в любой ситуации пытается приноровиться к обстоятельствам, начинает налаживать свой быт. Вот и Сабина, которая, заметьте, в 12 лет СМИРИЛАСЬ с тем, что останется в плену НАВСЕГДА, приняла это как данность и стала "обустраиваться"....

В общем, не думаю, что этого ребенка можно осуждать за поведение в той ситуации, в которой мы (к счастью) не были сами.

Меня чуть ли не до слез довели письма Сабины маме. Некоторые читатели видят в ней эгоистку, не желающую подметать полы. Такое ощущение, что эти люди никогда не были детьми. Меня ее чисто детская искренность просто задела за живое. Она совершенно по-детски недоумевала, почему ее так наказали, почему родители оставили ее там, разве она их не любила, разве не помогала им по дому? Типично детское мышление! Большинство детей и воспитываются под девизом "любишь маму-мой посуду", "любовь надо заслужить хорошим поведением: хорошими оценками и походами за хлебом" и т.д.
Как горько, что малышка всерьез думала, что родители ее добровольно отдали людям, которые так вот ее наказали, потому что она где-то недостаточно убралась, получала плохие оценки и вообще была плохой!!! Она правда верила, что мама советует ей полюбить *эти действия* (то была ложь маньяка, конечно)и желала ей всего хорошего и доброго в ответ!!! Как больно было читать про то, как она, насилуемая каждый день, от души желает всем родным здоровья, солнечной погоды и вкусного обеда! Чистая, бескорыстная ангельская душа, в момент боли думает не только о себе, а искренне беспокоится, а хорошее ли настроение сейчас у ее близких, желает им здоровья.. . Жаль только, что момент освобождения Сабины не дал ощущения, что родители ей отвечают взаимностью. Какой-то прохладой веяло от их поведения.

В этой книге нет художественности, нет описания пыток и моральных мук, нет глубокого самоанализа и философии. Это не произведение, а просто личное свидетельство бывшей жертвы; это описание нескольких дней жизни ребенка, который не был обязан вести себя логично и мыслить "правильно" в критической ситуации (фактически на пороге смерти). Мы не должны осуждать, мы можем лишь сказать автору спасибо за честность и предостережение и извлечь из этой истории определенные уроки.