Больше рецензий

5 июля 2019 г. 18:49

1K

5 Чтение Библии как шаг к тому, чтобы стать кроткой овцой, "тварью дрожащей"...

Прочитал книгу полгода назад, но впечатления о ней всё ещё живы. Пожалуй, написать отзыв тотчас после прочтения, через неделю, даже через месяц, было бы невозможно. Все герои, их поступки, мысли - сразу нельзя охватить и осознать это, невозможно так быстро высказать свое мнение, превратить его в сухой текст. После прочтения я испытывал шок, непонимание, рыдания душили меня, хоть до этого я никогда не плакал над книгами...

История всем известна: бедный студент убивает старуху-растовщицу топором. Вроде бы, для многих это самый яркий эпизод в книге. Вроде бы, обыватели из книги помнят только Родиона и эту старуху. Ну, и ещё его топор. Когда я брал книгу в руки, я также думал, что меня ждёт описание убийства и душевных страданий героя на 500 с лишним страниц, но... Но меня ждали не страдания героя, меня ждали собственное горе, тоска, я словно оказался в шкуре Раскольникова, я сам будто был в этом аду, я был в отчаянии, я пытался стать "право имеющим", но одновременно сознавал свое ничтожество; я любил Сонечку и сходил с ума от невозможности ей помочь...

Герои прописаны очень ярко. Начнём с Родиона. Это молодой человек, родившийся в небогатой семье, раздражительный и гордый, но слабый. Он осознает, что люди делятся на рабов и тех, кто ими управляет, имеет право по совести совершать убийство для своей цели. Последних мало, они рождаются не каждый год, а "тварей дрожащих" уйма. "Тварей дрожащих" можно убивать, с ними можно делать всё, что угодно.  Родион не хочет быть "тварью дрожащей", он думает, что бы сделал Наполеон на его месте, будучи простым студентом, живущим в убогой арендуемой комнатенке. И Раскольников приходит к мнению, что для своей карьеры тот бы совершил убийство, не побрезговал даже бы старушкой. Конечно, убийство напомаженной, но богатой старухи и убийство армий врага с виду разные вещи, но ведь всё ведёт к одной цели - к самоутверждению, власти. Но у Родиона нет никакой ясной цели, он не уверен, что он как Наполеон. Он врет себе, что убивает старушку ради того, чтобы на её деньги суметь построить карьеру. В глубине души он знает, что никакой карьеры не построит, не сможет не то что воспользоваться украденными деньгами, а хладнокровно и с расчётом совершить убийство. Не сможет ни из-за совести и христианской морали, а из-за собственной никчёмности. И  все-таки он, как в исступлении, идёт и убивает, но убивает "для себя", чтобы хоть чуть-чуть подняться в собственных глазах, понять, что и он может. Да, убить он смог, но он так и не стал "право имеющим".

Морально он раб, "тварь дрожащая". Вспоминается разговор Порфирия с ним, и вопрос Порфирия о том, что же произойдёт, если "тварь дрожащая" решит, что имеет право. Родион отвечает, что такое возможно. Мне кажется, автор неосознанно этим диалогом показал нам, что Родион как раз-таки попутал свое место. В нем нет уверенности, силы, желания властвовать и возможности перешагивать через трупы. Он слаб, Порфирий также потом ему сказал, что такой преступник, как он, не сможет даже уехать из этого города, а будет ходить вокруг да около.

Также его признание Соне, а затем полиции, чтение Библии и приход к христианству говорят о том, что он сломался, сдался, а точнее, занял то место в жизни, которое и должен занимать со своим рабским мышлением.

И все-таки этот образ цепляет. Мы все бываем Родионом, когда совершаем какой-то безумный, новый для нас поступок. Разве не тащит нас неведомая сила сказать или сделать что-то невпопад, без подготовки? Не признавались ли Вы поспешно в любви кому-то, не бросали ли ненавистную работу, не было ли, что Вы выпалили неуместную вещь, а Вас потом трясло,  Вы чувствовали себя нулём, Вы понимали, что это может сломать Вашу жизнь? Но Вы знали, что Вы все равно это сделали бы, сделали бы в состоянии словно помешательства и отсутствия сознания? Не было ли в Вас "вспышки", которая толкала Вас в бездну?

Второй персонаж, запавший мне в душу, это Сонечка Мармеладова. Милая, добрая, застенчивая девушка, пошедшая, как и Иисус Христос, на жертву ради любви. Она любит отца, мачеху, её детей. Соня безропотна и кротка, но она имеет железные принципы. Даже когда Родион говорит ей, что никакой Бог не поможет, она продолжает верить. Эта вера и доброта ни могут не восхищать, но всё это, если смотреть здраво, глупо, как и её жертва. Став проституткой, она никого не спасает, вечернее чтение Библии не меняет ее жизнь и жизни её близких. Просто это помогает ей держаться, не сойти с ума и не погрузиться в разврат душой. Но девушка также слаба, как и Родион, если бы не дальнейшая помощь Свидригайлова и арест Раскольникова, она никогда бы не выбралась из этого ужаса. Она подчиняется всему, что ей говорят; например, когда её стервозная мачеха заставляет стать проституткой (о Катерине скажу пару слов ниже). Но Соня как бы олицетворяет христианскую мораль, которую я вижу как бесполезную любовь и самоотречение к тем, кто этого не стоит или кому уже не помочь, а также слепое следование за судьбой, неумение разорвать этот порочный круг. Несомненно, Сонечка "тварь дрожащая", но это не мешает тому, чтобы обливаеться слезами над её судьбой.

Деятельный, неунывающий, преданный друг - таким предстаёт Дмитрий Разумихин. Он решает свои проблемы и проблемы Родиона, он не кидается красивыми фразами и мечтами о своём могуществе. Нет, это добрый и простой парень, который живёт здесь и сейчас, старается найти выход из любой трудной ситуации. А также он прекрасный друг и человек, как и Соня: он любит Родиона и не отказывается от него, даже зная о его преступлении.

Мне также понравилась Дуня. Это сильная и мужественная девушка, она как и Разумихин старается разрешить свои проблемы. Как и Соня, она готова пожертвовать собой ради любимых.

А кто меня действительно бесил, так это Катерина (забыл её отчество), мачеха Сони. Она настоящая эгоистка: ради своих выродков заставляет Соню стать проституткой. Во время чтения меня одолевало негодование, желание задать ей вопрос: а почему ты сама не хочешь стать публичной девкой? Почему не пошлёшь одну из своих дочерей? Ах, да, твои же дети тру-аристократы, ты самая аристократка, ты же жертва, не царское это дело, решать проблемы. Я понимаю, что это сумасшедшая женщина, живущая в выдуманном мире, но уж очень она меня бесила. Не понимаю, за что Мармеладов и Соня её так любили.

Ну, и конечно, я ненавидел Лужина, эту низкую мразь. Пустой, глупый, жадный. Особенно хотелось врезать ему в морду, когда он лгал, что Соня украла у него деньги. Не понимаю, почему Раскольников этого не сделал.

Мне понравился Свидригайлов, этот старый развратник. В нем есть харизма, его самоубийство из-за любви к Дуне задело меня за живое. А ещё мне понравилась его честность: он не скрывает, что он грязный и низкий человек. Он добродетелен: молчит о преступлении Раскольникова и помогает семье Сони.

И все-таки, когда я прочёл книгу, я не судил о героях так холодно и осуждающе. Все их поступки во время чтения кажутся правильными, именно такими, какими и должны. Они гармонируют с их образами. Жертва Сони выглядит не глупостью, а возвышенным и недосягаемым для понимания поступком. Страдания Раскольникова и его уныние воспринимаются не как слабость, а как индивилуализм мыслей. Но это кажется лишь пока не перевернешь последнюю страницу. Однако эпилог меня расстроил, я не хотел верить, что вся эта книга была лишь про "тварь дрожащую". Родион, непонятый и отвергающий общество, одинокий и немного сумасшедший - так хочется видеть в нем "право имеющего", понявшего жизнь и ушедшего в свой внутренний мир из-за разочарования во всем. Так хочется видеть в нем неудавшегося Наполеона не потому, что это виноват он, а потому, что так неудачно сложились обстоятельства... Но никакие обстоятельства не виноваты, не виновато и бедное происхождение, и прозорливость Порфирия, и даже совесть, якобы данная нам при рождении. Виноват сам Раскольников, виноват в своей слабости, безволии, отсутствии цели и слишком завышенной самооценки. Чтение Библии как шаг к тому, чтобы стать кроткой овцой, "тварью дрожащей"... Хотя, как я и говорил, он и был рабом, только пришёл к невольному осознанию (он знал, что отвергнет все свои ценности тогда, когда за день до признания смотрел на город) .

Но эту  книгу стоит прочитать. Для меня она словно вопрос, ты есть или только кажешься? Наши действия, мысли, слова - это позерство, дурацкая попытка самоутвердиться? Мы действительно что-то делаем искренно, имея ясную цель, или наши поступки только способ притвориться кем-то выдающимся, а на деле мы не Наполеон или Александр Македонский, а блоха, для чего-то ползающая и пытающаяся удовлетворить свои жалкие прихоти?