Больше рецензий

4 июля 2019 г. 16:23

1K

2 Книга, которую я предпочла бы никогда не читать

Бессмысленная, отвратительная история. История, в которой до самого конца преступник мне импонировал больше, чем жертва: потому что он — не сумевший повидать в своей жизни ничего хорошего, запутавшийся, помешанный человек; она же — самодовольная, тщеславная девица, пусть и осознающая свои недостатки, но от этого не становящаяся более привлекательной. Поначалу ей хотелось сочувствовать (ведь, действительно, никому не хотелось бы оказаться запертой в подвале у незнакомца — даже если сам этот незнакомец дружелюбен, мил и учтив), но с того самого момента, как начались дневники Миранды, вся эмпатия к ней начала рушиться: чем больше раскрывалась ее сущность, тем навязчивее становилась мысль, что они с Фредериком, что называется, два сапога. Моральные уроды.

История ни о чем, ни про что, ни ради чего. В ней нет развития героев — Миранда всю книгу вертит, как хочет, словами "любовь" и "вера"; и это не выглядит, как совершенствование мыслей — это выглядит, как постоянная беспощадная подмена понятий. Фредерик же... не осознал своих ошибок, не изменился ни на йоту; возможно, стал даже хуже, чем был. В ней нет интересных событий: он ее поймал, она пыталась выбраться. Вот и весь рассказ. Пытающийся сыграть на эмоциях, становящийся абсурдным ближе к концу. И даже какой-то морали, глубокой, нужной, правильной — здесь нет.

Почему два, а не единица? За язык. Именно язык Фаулза здесь представляет наибольшую ценность — легкий, точный, замечательно передающий разницу между героями. То, насколько болен умом Фредерик и насколько довольна собственной связью с миром искусства Миранда.

Многое может случиться в моей жизни, но я, кажется, никогда не пойму, зачем был написан "Коллекционер" — и почему он нравится такому огромному количеству людей.

Прочитано в рамках игры «Собери их всех!»