Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

1 июля 2019 г. 17:19

2K

5 Надежда есть всегда

Российское издательство "Фантом Пресс", как и издательства многих стран, частенько грешит тем, что использует имена известных авторов для раскрутки дебютантов. Так роман Халеда Хоссейни "Бегущий за ветром" (рецензия) привлек моё внимание к книге Нафисы Хаджи "Сладкая горечь слез" (рецензия) и к "Небу цвета надежды". Впрочем, книга Нафисы Хаджи ничем не напоминает историю Хоссейни (что, кстати, только на пользу этому роману), а вот с книгой Амиты Траси можно при желании провести некоторые параллели.

Место действия "Неба..." - Индия, а не Афганистан, как в "Бегущем...", а главные герои не мальчики, а девочки, но ряд затронутых в книге вопросов и мотивов героев - повторяются.

Дружба.
Две девочки - Тара и Мукта - настолько разные, что просто не могли подружиться. И все-таки невозможное случилось.
Тара - единственная дочь богатых и образованных родителей. Ее отец является сыном заминдара (крупного землевладельца) и принадлежит к высшей касте индийского общества. У нее есть все, чего она только пожелает.
Мукта - дочь девадаси - храмовой проститутки, посвященной индийской богине плодородия Йеламме - и неизвестного отца. Девочка принадлежит к низшей касте и обречена повторить судьбу матери, бабушки и всех поколений их рода.
Но отец Тары забрал девочку в свой дом и подарил ей несколько счастливых лет жизни до похищения, как и сказано в аннотации.
Между Тарой и Муктой завязалась преданная дружба прямо как между Амиром и Хасаном из книги Хоссейни(и как по мне, Тара намного более лучший человек и друг, чем Амир). Шок от смерти матери в теракте полностью оправдывает ее поступок.

Детская проституция
Что за дикая традиция! У меня шок от того, что такое продолжается в 21 веке и что есть семьи, добровольно обрекающие на это своих дочерей. Тут эта проблема в эпицентре, вместо военной.

Эмиграция, поиск места в жизни
Довольно ярко показано, что не всем удается действительно найти себя в новой стране и убежать от трудного прошлого. Уезжая, прихватываешь с собой самое главное - себя, свою боль, свои тайны и проблемы. А это значит, что иногда приходится вернуться к корням, как это сделала Тара.

Каждый персонаж, даже периферийный, олицетворяет собой что-то. Сакубаи - закостенелость, помешанность на традициях и предательство, которое не могли простить не только Мукта и ее мать, но и я, к примеру. Амма Мукты - сопротивление традициям, надежду и веру в лучшее для своей дочери. Отец Тары - попытку идти против системы (неудачную, надо сказать), мать (ааи) Тары - не менее неудачную попытку принять прошлое и взгляды мужа. Дядя Анупам и Навин - образцы того, как тайна разъедает людей изнутри. Раза продемонстрировал, как человек из низов, без шансов на лучшую жизнь, все-таки её обретает. А Брайан, в противоположность ему, показывает, что вообразив себе невесть что, можно потерять все, имея изначально блестящие перспективы.

В целом я бы не сравнивала эти две истории - "Бегущего за ветром" и "Небо цвета надежды". Хотя главная тайна там считай списана под копирку, да и истории Сохраба и Аши тоже, но романы все-таки разные. Оба рекомендую к прочтению.

Прочитано в рамках игры "Книжное государство", спецпостройка "ЧАСОВНЯ"