Больше рецензий

Eco99

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июля 2019 г. 12:34

1K

5 Порывы чувств в рамках логики

С самого начала бросается в глаза переворачивание понятий с помощью логических построений. К этим, уже новым понятиям подгоняются поддерживающие их чувства, такие как энтузиазм, ощущение радости и счастья.

Чувства пытаются расширить сферу своего влияния. Им нужен простор, весь мир. Но у главного героя, следом за чувствами накатывает всёвыравнивающая волна несокрушимой логики. Наблюдается борьба за главенство этих двух сил.
Почему в итоге победила логика?
У героя не просматривалась иерархии чувств. Главенства более высоких чувств над низкими чувствами. Когда высшие чувства подчиняют низшие и берут в содружество логику. А для этого необходима опора на свой внутренний фундамент. Если нет своего, то будет терзать внешний хаос, состоящий как из чувств, так и лозунгов всё равно каких идеологий.

Логически обосновать можно всё что угодно. Например, радость от самоубийства. Можно внедрить в общество мысль, что самоубийство это прекрасно. Ровно также как внедрили сегодня, что однополые браки, это нормально. Финальная хирургическая операция в романе, равносильна самоубийству всего человеческого.

Примером перевернутых понятий в романе, может служить понятие свободы. Что именно от свободы, во всех её проявлениях, случаются все беды человечества. Одной из форм неконтролируемого проявления свободы является фантазия. Лишив человека фантазии, мы устраняем причину несчастий и получаем счастливого человека.

В армии видел солдат, которые отслужив два года, боялись идти на гражданку, по причине того, что им придется принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за свою жизнь. Перед получением свободы выглядели они очень удрученными.

В книге дается возможность войти в ощущения героя, в ощущение красоты несвободы и ограничений. Увидеть, как герой испытывает наслаждение от ограничений, счастье от несвободы. Показывается, что счастье можно внушить, сначала извне, а потом человек сам себя будет зомбировать. И отсюда виден весь возможный ужас развития человечества.

При чтении постепенно уходит ощущение, что читаешь фантастику. Мы, это не Мы в прошлом или утопическое Мы в будущем, это Мы сегодняшние, при этом такое Мы, от которого не уйти в отдельное Я, так как Мы сметёт всё равно. Зато ясно видно разнообразие этих Мы. Те, кто встаёт и голосует против, это уже другое Мы. Правда может случиться так, что первоначальное Мы поглотит все эти новые отростки. Например, как это случается в некоторых Парламентах, когда те, кто голосует за или против, объединены одним Мы, сражающихся за деньги и власть, или имитирующих сражение для публики.

В книге, примером борьбы с «Мы» являются революционеры, которые стремятся разрушить стену. Мне это видится как часть рыбок в аквариуме, стремясь к свободе, пытаются разрушить этот аквариум. При этом утверждая, что стараются помочь всем.

Книга хороша тем, что она показывает то, что происходит, дает возможность ощутить это, прочувствовать. При желании можно увидеть множество проблем, как в жизни, так и в стремлениях. Но прямых ответов в книге нет, там нет плохих или хороших. Разрушители только усилили существующую систему. Они действовали в плоскости этой системы, а соответственно легко пресекались. Выход может быть в образовании нового Мы, через гармоничный рост отдельного Я. Через поглощение, а не через отрицание и уничтожение.

Стиль написания, хотя и изобилует математикой, односложными выражениями, но провоцирует на чувственное восприятие текста. Большая часть книги фокусируется именно на чувствах героя, его ощущениях: цвет, звук, форма и т.п. Диалог с автором идет на интуитивном уровне, как между двумя хорошопонимающими людьми, когда не нужны слова, достаточно взгляда, жеста, мимики, одного слова, за которыми скрыта вся гамма чувств. Если поймать волну этого потока чувств, то можно попасть в бесконтрольную разумом сферу. Ощущение как будто убрана опора из-под ног, захватывает, но где-то присутствует элемент страха, так как теряется контроль и слегка пугает область неизведанных чувств, их глубина и бескрайность.

При чтении стоит понимать, что мы наблюдаем за остатками, уничтожившего себя человечества. После глобальной войны было уничтожено 99,8 % от населения планеты. Насколько эти случайно оставшиеся люди способны сотворить что-то новое? Они также упорно продолжают себя самоуничтожать. В том числе устраивая революции и стремясь к прошлому, которое их ранее уничтожило.
Так и хотелось сказать: «Чего вы все лезете? Отстаньте! Дайте людям прожить свою собственную жизнь! Испытать своё счастье, сделать свои собственные ошибки!» С одной стороны насилие Единого Государства, с другой, разрушение существующего революционерами. В итоге, некоторые, ощутив свободу, предались разврату.

Выхода Там уже нет. Выход только Здесь, в нашем «Мы».

Комментарии


Рецензия потрясающая! Браво. Уже только из-за этих рассуждений стоило почитать. Надо сказать, что мне книга показалось очень слабой и неубедительной, а лучшая отечественная антиутопия "Ленинград" Михаила Козырева или (я не определился) "Возвращение Мюнхгаузена" Сигизмунда Кржижановского. Из зарубежных - "три великих антиутопии" Запада - "Каллокаин", "О, дивный новый мир" и "1984" + "451 градус по Фаренгейту" и "Скотный двор". У "Мы" на мой взгляд одно достоинство - это самая первая современная антиутопия, написанная в 1920 г., почти на 20 лет раньше, чем роман Карин Бойе и почти на 30 лет раньше Оруэлла. Ну не моё! Спасибо Вам огромное за богатую на мысли рецензию.


Похоже, в моем случае, получилось редкое сотворчество с писателем. Своей недосказанностью автор приглашал в свою повесть, в сопереживание и соразмышление. Интересный опыт.