Больше рецензий

30 июня 2019 г. 23:49

218

5

Начнем, как обычно, с сайд-стори.
Недавно один широко известный в узких кругах блогер выпустил футболки с портретами Бродского, Ахматовой, Довлатова и подписью "Сын петербургских окраин". На комментарий о том, что под портретом Ахматовой стоило бы написать не "Сын...", а "Дочь..." он ответил, что "речь идет не об Ахматовой, а обо мне и тех, кто родился в нашем городе".
Моя мысль: я родилась в нашем городе, но я точно не СЫН. И уже вышла из периода отрицания своего гендера, поэтому была бы не против, если бы о женщинах вспоминали хотя бы в таких мелочах. И это ведь даже не феминитив, о которых споры еще не завершились, слово "Дочь" существует в языке сотни лет и вряд ли бы дизайнер переломился его написать на футболке.
Это просто я привожу вам понятный и свеженький пример того, как представитель привилегированной группы даже не задумывается о том, что на свете существуют не только такие же, как он.
Хотя этот пример и не совсем по теме книги - все же писательница больше заостряет внимание на расизме, но и по проблемам женщин тоже проходится (потому что вообще тяжело писать про женщин и не писать об их проблемах).

Эта книга "упала" в список моих хотелок за пару недель до того, как ее выдали в "Долгой прогулке" - я прочла о ней в телеграм-канале "Вкрации" (там умеют так вкусно рекомендовать каждую книгу, что я 80% рекомендаций заношу в вишлист). Там "Американху" характеризовали как книгу, в которой "Африка и США смотрят друг другу в глаза".
Я не была знакома с творчеством Чимаманды Нгози Адичи, хотя ее "Половина желтого солнца" часто попадалась мне на глаза на ЛЛ. Но я люблю истории про столкновение культур, поэтому мне захотелось ее прочесть.
Не могу не сравнить с книгой "Три дочери Евы", которую, также по заданию "Долгой прогулки", читала в марте. Со стороны может показаться, что эти две книги похожи - здесь тоже столкновение разных культур, тоже девушка, приехавшая учиться в другую страну, тоже возвращение и контраст двух стран, тоже призраки прошлого и воспоминания о былой любви... Но, черт возьми, эти две книги являются ярким примером того, как можно писать на острую и актуальную тему хорошо (в случае "Американхи"), а как можно тупо пытаться срубить на ней хайп ("Дочери..."). Сама по себе тема не делает произведение ни плохим, ни хорошим - это делает мастерство автора. Насколько картонные персонажи и ублюдочные диалоги портили весь сюжет в "Дочерях", настолько адекватно и интересно все было в этой книге.
Единственное, о чем жалею - нужно было "Американху" прочесть на английском. Переводчик старался, как мог, но специфический сленг и национальные особенности разных вариантов английского на русском в полной мере все равно не передать. Но в целом я понимала замысел писательницы, атмосферу, читать было легко, и за это я очень благодарна.

Очень хочется отметить глубину этой книги. Она поднимает огромное количество действительно важных, животрепещущих тем, при этом не применяет менторский тон, автор не вещает от своего имени и не вкладывает в уста персонажей многостраничных монологов. Они есть - в форме постов из блога, но в блоге действительно можно написать длинный текст и тебя никто не перебьет, а кроме того, разные проблемы то и дело возникают в мыслях и диалогах персонажей, но при этом так непринужденно, что я не могу сказать, что меня хоть где-то царапнула неестественность.
Ифемелу и Обинзе - инь и ян этой истории, отчасти зеркала друг друга, проходят три этапа, соответствующие их отношениям с родиной: поначалу они живут там, мечтая уехать, как и все вокруг, потом они живут вне ее, затем возвращаются и смотрят на нее новыми глазами. На три этапа делятся и их отношения между собой - они встречаются, затем расстаются, затем снова сходятся, и в принципе, эти два вида отношений для них довольно сильно связаны. Я бы сказала, что Ифемелу нафиг не сдалось возвращение в Нигерию, если бы не Обинзе. Поначалу мы видим их отношения только глазами Ифемелу, но на втором и третьем этапе мы слышим уже и его голос. Мне очень нравится сложное построение временных рамок в этой книге - оно совершенно нелинейное, скачет от события к событию, в нем то есть рамочный сюжет (пребывание Ифемелу в парикмахерской), то он заканчивается, но при этом лично мне было всё понятно, и у меня не осталось белых пятен в историях двух героев (не могу снова не укусить "Трех дочерей Евы", где вообще неясно, куда выпали 14 лет из жизни героини и как она в течение них вышла замуж и за кого и т.д.)

В изображении юности персонажей в Нигерии мне все время виделось что-то родное - пусть Россия и не считает себя страной третьего мира, но все равно в государственном строе, в повседневной жизни людей, в их отношениях с материальным и духовным миром я увидела много параллелей между нашими, казалось бы, такими далекими культурами. Западное влияние уравнивает такие разные страны тем, что мы все - НЕ ОНИ, но стремимся. Очень интересен был момент возвращения Ифемелу на родину и то, что практически все и всё ей начинают там видеться в негативных тонах - подруги - шлюхи и содержанки, мастера криворукие, начальница на работе странная, коллеги тоже, "возвращенцы" - снобы, соседи - попрошайки и т.д. И это тот мир, куда ее так отчаянно тянуло? Думаю, если б не Обинзе, рванула бы она обратно, теряя тапки, через пару дней. С другой стороны, возможно, просто нахождение внутри своей культуры после такого долгого столкновения с чужой являлось для нее исцеляющим. Как Дике, который и не помнил Нигерии, почувствовал там себя лучше, чем в США, где вырос (очень мне понравился, кстати, этот персонаж). Вообще в книге много персонажей и, как по мне, они очень хорошо удались автору - я понимала их характеры и четко представляла себе.
Сложный и резкий характер Ифемелу в книге прорисовывается постепенно. На самом деле это тоже смело - выбрать в качестве протагонистки неидеальную женщину, и не внешне, а внутренне. Ее решения могут казаться странными, ее отношения - запутанными, ее посты - резкими ("Снижение уровня расизма - это не достижение, ведь его в принципе не должно существовать"), но поэтому она и кажется реальным человеком. Мне гораздо проще поверить в эмоциональные качели ее отношений с Обинзе, чем в "и жили они долго и счастливо". Но он реально - ее "половинка". Ни к кому она так и не смогла притереться. Тут очень интересный аспект, который мы в нашей культуре не всегда понимаем - что черные американцы и африканцы это совершенно разные люди с точки зрения культуры. Собственно, очень большая часть книги этому посвящена, и я не буду все пересказывать, потому что для этого и надо ее читать, но оказывается, что даже взгляд на угнетение и борьбу с ним у них разный, и здесь Ифемелу все время сталкивается со своим бойфрендом Блейном, который ее еще и порицает, что она борется не так. (Он вообще подан таким занудой и таким "ты не так это делаешь", что бог знает, как она его терпела).
Обинзе сталкивается с другими проблемами, и мне нравится, что автор смогла в одной книге охватить весь этот спектр и, как по мне, это довольно гармонично. Его характер кажется приятнее, хотя в нем очень много нерешительности. В итоге он в очередной раз сталкивается с контрастностью культур - для него естественно уйти из семьи, если он разлюбил жену, но он живет в традиционном нигерийском обществе, где (как и у нас) для женщины стыдно быть не замужем, и семья вообще воспринимается иначе, а любовь это так, "из романов". И поэтому его метания тоже вполне понятны.

Мне кажется, эта книга многих заставляет задуматься о своих взглядах, о своем восприятии, своих знаниях (я теперь знаю, что средняя продолжительность жизни в Нигерии - 46 лет, и 3% населения ВИЧ-инфицированы). Необязательно во всем соглашаться с Ифемелу или другими героями - ведь книга и есть о том, как много разных подходов к одному и тому же вопросу существует. Например, темнокожая блогерка youngmasha, которую я читаю уже довольно давно, говорит, что вообще не понимает, зачем при описании человека называть его расу, а в "Американхе" такая ситуация подана как весьма странная (глазами Ифемелу и Гиники в магазине). И таких ситуаций множество. Главное - начать задумываться.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка - 2019", команда Books&Wine&Rock'n'Roll 2.0 - Meredith , Eli-Nochka , Ctixia и я.

Комментарии


(Он вообще подан таким занудой и таким "ты не так это делаешь", что бог знает, как она его терпела).

Вот-вот-вот!!!