Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

30 июня 2019 г. 21:12

660

3.5

Британский писатель с навевающей мысли о Франции фамилией написал книгу о катастрофе, случившейся с Оттоманской империей и смесью народов, населявших юг современной Турции. Из-за движения границ, бесконечных завоеваний и исторической неразберихи на побережье Турции оказалось много людей разных национальностей — тут были арабы, турки, греки, армяне, которые потом были уничтожены или переселены, а оставшиеся вдруг превратились в обособленный народ.

Берньер, видимо, любит показывать, как игра на высоком уровне ломает жизни тех, кто находится внизу, хотя и простой народ не блещет у него добродетелями. В эпизоде забивания Тамары камнями, например, или при избиении аптекаря-армянина. Из-за жизни герои сходят с ума, погибают, расстаются с любимыми или оставляют вместо себя пустоту. Эпизод массового выселения турецких греков вообще разбивает сердце.

Не могу здесь не пуститься все же в сравнения, потому что, на несчастье свое, вторую книгу этой дилогии я прочитала в первую очередь. И по сравнению с ней -"Мандолиной капитана Корелли" - эта кажется слабее и, скажем, менее изящной. Те части, что посвящены жизни города и отдельных героев, вызывают смех и слезы, они цепляют и волнуют. Но потом идут сухие биографические данные о Мустафе Кемале, с продвижением вглубь книги занимающие всё больше и больше пространства и выжимающие из книги всю жизнь. В "Мандолине.." это действительно выполнено менее тяжеловесно, с большим светом и остроумием, так что вставки про Муссолини не так отягчали весь текст, как линия с Ататюрком. Понятно, что эти вставки имели целью показать всю абсурдность политики, всю мелочность устремлений тех, кто стоит у власти, всю ничтожность власть предержащих, но выполнено это не так изящно, как в "Мандолине", так что развитие авторского замысла и мастерства - на лицо.

Еще мне не совсем понравились расставленные акценты, где одна нация выставляется жертвой, а все другие — плохие. Ни одна не прошла через горнило истории незапятнанной, так что такие акценты выглядят удивительными. Здесь же виноваты были греки, болгары, сербы, русские, но не те, кто сначала эти территории завоевал. С другой стороны, писалось все со стороны Турции, только так я себе это объясняю. Хотя, с другой стороны, когда он писал про Грецию, там партизанам досталось на орехи, когда же Красный Воробей, местный разбойник, не описывается в таких негативных красках. И вообще у автора явный закос под мультикультурализм и как все было хорошо в Оттоманской империи, пока.. что? Пока русские не стали воевать, вызывая прилив волн беженцев. Пока балканские народы не стали бороться за независимость (вот подлецы), естественным образом пытаясь избавиться от пришлого со стороны завоевателей населения. Пока европейские страны не попытались поделить издыхающую империю на сферы влияния. Так или иначе, Турция оказалась перемолота, отброшена к новым границам и вынуждена зализывать истекающие раны, закрывать глаза на пустующие и разрушающиеся в ненужности дома.

По итогу — все еще хочу познакомиться с другой трилогией де Берньера, но после "Бескрылых птиц" осталось послевкусие разочарования больше, чем удовлетворения.

Cave , Rootrude ve Felosial der ki: "Yaşasın tüm ördekler!"