Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2019 г. 02:01

1K

3 Александрийская Муза

Преамбула
Данная рецензия представляю собой комбинированный отзыв на все 4-е книги Александрийского квартета. Рецензии на первые три книги есть не более чем «рабочие заметки», сделанные на коленке и на основе первых впечатлений, быстро улетучивающихся, и поэтому нуждающихся в закреплении, которые не могут быть до конца точными и объективным, пока рецензент не ознакомиться с готовой работой в комплексе. Рабочие заметки вы можете найти здесь, здесь и здесь.
свернуть

Авторский замысел
Суть авторского замысла автор раскрывает самостоятельно — представить «пространственную» модель литературы. Первые три книги есть ни что иное как три оси, характеризующие пространство (трехмерное, что очевидно) его литературного континуума. Четвертой точки же предстояло стать особой — она должна была стать «точкой времени», «вектором», который бы охарактеризовал изменение авторского полотна во времени.
Графически я попытался изобразить данную концепцию так.
картинка Hermanarich
Цель абсолютно проста — демонстрация бесконечности литературного континуума. Если после 3-й книги вас могла посетить мысль, что данная история закончится — 4-ая должна была развеять эту иллюзию, хотя автор старательно закрутил сюжетные хвосты, и они особо не свисают. Перед нами абсолютно модернистская литература, чем-то напоминающая мне «Сказку с подробностями» Григория Остера (о том, почему это модернистское произведение, я уже писал). Каждый участник данного повествования может стать его субъектом — и представить образ пространства, где он находится, и объекты, что его окружают, со своей точки зрения — и это будет действительно уникальная точка зрения. А когда элементы закончатся (чего не будет) — можно добавить временную координату, и сделать эту бесконечность еще более бесконечной. Даже концовка намекает, что герои могут встретиться еще через 10 лет, потом через 20 лет, через 30 — и каждый раз Александрийский квартет будет квинтеть, секстеть, септеть и октеть, вплоть до бесконечности.
Наиболее ясная аналогия — это картина. Картина, если мы предположим, что у неё бесконечное полотно — может быть дорисована во все четыре стороны до бесконечности. А потом эту картину можно перерисовать — в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, и это будет уже иная картина. Есть у творчества начало — нет у творчества конца.

Адресат
Кому эта книга будет интересна прежде-всего? Скажу главное — я не отрицаю того, что эту книгу есть за что полюбить. Красивый язык, какой-никакой сюжет, авторские находки — все это в книге есть. Но не это даст ключ к сердцу читателя — по моему мнению, главный ключ этой книги есть её крупная форма. Она для людей, которые привыкают к персонажам, для которых персонаж становится членом семьи — и окончание повествования превращается в трагедию. Автор предлагает формулу, позволяющую писать о полюбившихся персонажах бесконечно. Таким образом зависимые от персонажа читатели получат неограниченный доступ к своему наркотику.
Проблема подберется с другой стороны — любой человек, включая автора, устает от своих персонажей. Быть писателем, который пишет всю жизнь один роман — оскорбление для писателя (как бы Виктор Пелевин не пытался это опротестовать в своем iPhuck 10 , мотивируя это тем, что есть писатели что пишут одну книгу всю жизнь, а есть те, кто ни одной не написали), и писатель под конец может начать их ненавидеть. Вспомнить хотя-бы вновь набирающего популярность, в связи с грядущей экранизацией, Ведьмака Сапковского , где под конец происходит именно это — ненависть автора к своим творениям, просто потому что надоело. Сапковский потом извинялся, каялся, даже создал альтернативный конец — но это как-раз подчеркивает отношение автора со своими творениям на долгой дистанции. Зверская усталость превращается в ненависть. Это общее место для любой крупной формы, начинается «сериал» в худшем смысле этого слова — в смысле «мыльная опера». И персонажи начинают воскресать (в 4-м томе количество непонятным образом воскресших начинает слегка напрягать), автор начинает издеваться над персонажами — кого в тюрьму, кого под арест, кому и руку отрежет. Все устают — и сюжет тоже выдыхается. Хочется ли читать Александрийский октет мне? Нет, это понятно. Захочется ли читать его верным фанатам? Боюсь, что тоже не захочется — хотя мыльные оперы до сих пор популярны, и может я и ошибаюсь.
Проблема в том, что любая крупная форма есть жизнь насекомых — рано или поздно это вялое передвижение милых созданий под стеклом начинает утомлять. Как начинает утомлять Александрия, которая, судя по всему, село человек на 30 — настолько часто герои встречают друг друга «случайно», просто прогуливаясь. Хотя, быть может это все тоже было придумано — и книга, посвященная данному персонажу, расставит все на свои места?

Плюсы и минусы
Поскольку произведения такого рода (я бы назвал это «эпической сагой», правда это не «эпическая», и не «сага») вообще очень тяжело анализируются — попытаемся взвесить за и против перед долгим «Александрийским» заплывом.
Плюсы:
1. Произведение отличает очень хороший язык. Это тот самый случай, когда автор владеет словом, владеет техникой создания образов, и, не знаю как в оригинале, но если русский перевод не добавил лишнего — то это значимое в плане стилистики произведение;
2. Читатель получает опыт долгого погружения в текст. Сейчас вообще не так много произведений, которые позволили бы долго пребывать в мире, созданным автором — покидать же этот мир всегда грустно. Именно данное произведение способно нас задержать там достаточно надолго;
3. Это интересное в плане техники написание произведение. «Положительность» или «отрицательность» героев порождается субъектом, через которого автор вводит читателя в своей текст — полисубъектность же сдвигает привычные маркеры, и мы постоянно раскрываем новое о персонажах. Подобный прием успешно применил Джордж Мартин — и это было революционно. Правда у Мартина все-таки лучше из-за крепкого сюжета;
4. Атмосфера знойного Египта. Для любителей «архитектурной» литературы возможность погрузиться в этот зной может дорого стоить.

Минусы закономерно вытекают из плюса:
1. Язык с украшательствами начинает очень быстро утомлять. В первом томе автор упражняется вовсю — и не может довести нас до самого простого факта без прогулки по всяким языком переулкам. В результате получается максимум хождения и стоптанных ботинок, и минимум конечного результата. Для тех, кто не упивается «красивостями» языка или «афористичностью» автора (я вообще «афористичность» автора измеряю в Милорадах Павичах , как в гении афористичной прозы — здесь где-то 0,25-0,3 афористичности по шкале Павича) — это будет просто излишнее хождение без конкретной цели и без надежды обрести её в пути;
2. Долгое погружение в текст на очень большого любителя. Подселять в свою голову персонажей на столь долгий срок, как по мне, утомительно как для хозяина, так и для самих персонажей — они сами выдыхаются ближе к концу. Поэтому если вы интроверт, и долгие гости вас утомляют — не знаю, насколько вас порадует такие затянувшиеся гости;
3. Когда эстетическая задача берет верх над сюжетной — это приводит к смерти и эстетики, и сюжета. Баланс между формой и содержанием должен быть настолько скрупулезно выверенным, настолько точно взвешенным на аптечных весах, что любое движение не в ту сторону мигом портит все. В нашем случае, увы, форма явно подмяла под себя содержание. Будь тут по-настоящему интересный закрученный сюжет — наверняка у «резидентов» Британской Короны за рубежом таковых было немало — я бы многое простил. Но получается, что продуманная форма с какой-то задачей и миссией облекает в себя вполне себе банальный сюжет, слепленный будто из кусков конструктора. И пусть форма деталей конструктора меняется том от тома — они как были, так и остаются штамповкой. Такая форма не заслужила такой сюжет;
4. Проникнуться городом дальше 1-й книги тоже не очень получится — Город (обязательно с большой буквы) все тускнеет и тускнеет, и рано или поздно ловишь себя на мыслях, что описательная палитра касающаяся именно Города не такая уж и богатая. Вечный зной, вечное марево, вечная пыль Египта берут на себя бОльшую часть. Это не жизнь Города через своих персонажей — Город здесь именно что нарисован на театральном заднике, и план этот не сильно меняется. Для разгона сюжета автору придется даже уносить нас подальше, чтоб однообразие зноя-марева-песка не казалось нам таким уж очевидным.

Послесловие

Книга на любителя. Образ любителя этой книги — женщина лет 25-40, читающая, способная переваривать и осмыслять крупные тексты, которая не чужда любовному томлению, но чистые любовные романы для которой скучны. Таков образ идеальной читательницы, сформировавшийся у меня в голове. Если вы подходите под этот образ хоть на 70% — смело берите в руки и читайте. Если же вы не чувствуется резонанса с подобным образом, любите конкретику, крепкие сюжеты, приоритет содержания над формой и вас пугают дидактические тазы в которых варятся буквы — тоже можете почитать, но с осторожностью.
Когда читаешь, поневоле примеряешь на себя — а мог ли бы ты это написать. Я вот честно отвечаю — нет, не смог бы. Более того — и не хотел бы написать. Автор, с одной стороны, эпатирует — но эпатирует именно на той точной грани, где пуританский читатель из Европы не прокричит «сжечь». Детский бордель будет, но будет где-нибудь в диком Египте, посещение которого будет списано по линии «ужасов колониализма». Тот же Маркиз де Сад, ставший невольным «отцом» данного замысла — не узнал бы в получившемся своего сына и наследника — для него это слишком lite. Lite это и для меня — поневоле хотелось какой-то предельности, какой-то животной ярости секса вместо полувялого совокупления, настоящей войны и бойни а не сухих «шла война», серьезных политических интриг а не детского лепета с заговорами, серьезных наказаний а не домашних арестов, реальной трагедии а не разговоров о трагедии.
Почти все плюсы романа для меня уравновешены минусами, подчас достаточно странными и специфическими. Понятно, что за длинную мыльную оперу чего только не выпрыгнет — и если герои Санта-Барбары делают себе пластические операции (когда актер умер, или ему надоело в этом играть, и пришел другой актер) — герои Квартета падают, перманентно, то в мистику, то в шпионские игры, то в политические разборки, то в социальщину, то в эротику, то в философию. Все это в такой густой мыльной пене, что выдается за египетский зной, что поневоле начинаешь задумываться об экранизации. Четыре сезона могло бы получиться — почему еще никто не взялся? Это риторический вопрос — понятно почему. Сюжетный разброд в отрыве от эстетической оболочки помешает воссозданию данного произведения на экране. Эстетика романа есть та самая кожа, содрав которую красавица уже перестает быть таковой. И главная моя проблема не в том, что эстетическую кожу можно содрать — её можно содрать с любого. Проблема в том, что её хочется содрать, чтоб реальные струи крови брызнули в лицо и крики оглушили уши, и ты наконец то услышал что-то живое.

Комментарии


А экранизация, кстати, есть, я смотрела. Фильм годов семидесятых, называется, вроде, Жюстин, но там все основные сюжетные линии намечены, хотя мне судить сложно, я только первые две части прочитала)


Ага, я уже прочитал что есть фильм. Якобы автор сценарий и подготовил. Вот не знаю, что там можно экранизировать.


Акцент сделан на политике и шпионаже, насколько я помню.


А, ну вот именно вокруг шпионажа и политики можно сделать фильм. Правда это заход не территорию 2-го и 3-го тома прям из первого.


Литературный континуум вовсе не континуум :)))
Из конечного числа символов можно составить конечное число текстов конечной длины. Много, разумеется, но не континуум и даже не счётное множество. Когда-нибудь будут написаны все возможные книги. Писателей становится всё больше, так что ждать долго не придётся :)
Самое смешное наступит, когда писатели начнут независимо воссоздавать значительные текстовые куски, уже написанные прежде. С нетерпением жду этого момента :)))


Слово "континуум" использует сам автор в своих рабочих записках, когда пишет о своем тексте. :-)
А по поводу самого вашего предложения - но ведь одна и та же написанная книга в разном контексте есть другая книга. Ведь восприятие книги настолько многофакторное, и столько элементов играет на него - что невозможно говорить даже о конечности какого-то текста. Помните тот анекдот, когда пьяница жалуется, что они написали не "Пива нет", а "Пивааа неееет" на ларьке.
Что до воссоздания кусков заново - да, это начнется. И да, это будут уже другие куски, т.к. написаны они будут в ином контексте, ином времени, с иной практикой словоупотребления и пр.


Если мы обнаружим, что, скажем, 1,000,000 начальных знаков в книге в точности совпадают с началом совсем другой книги, мы вряд ли доберёмся до различий в контексте. Просто сочтём плагиатом и плюнем.
"Пива нет", а "Пивааа неееет" -- это разные вещи. Когда на двух ларьках независимо появится "Пивааа неееет", первый ларёк не станет анализировать контекст. Он подаст в суд иск за плагиат к ларьку второму :)))

Когда Дэмиан Хёрст прославился консервированной акулой, хозяин какой-то нью-йоркской витрины вдруг начал шуметь, что у него такая акула выставлена уже много лет. Он тоже хотел бабок, а не контекста. Так что процесс уже идёт.
В случае континуума (и даже счётного множества) такое могло бы произойти лишь с вероятностью 0. Пусть Лоренс Даррелл найдёт красивое слово "континуум" в словаре, тогда, возможно, он перепишет свой текст :)


Вы, наверное, немного не помните тот анекдот - смысл в том, что на ларьке было написано "Пива нет", но алкаш, пришедший за пивом, прочитал это как "Пиваа неееет", т.е. как издевательство. :-)
А про 1000000 совпадающих знаков - был громкий скандал с Письмовником Михаила Шишкина, когда вдруг обнаружились, что в этой книге прям кусками плагиат из личных писем того периода, о котором пишет . Кто-то стал кричать что Шишкин украл чужие письма, кто-то что он гений, и искусство неотделимо от реальности - это уже был такой большой вопрос вкусовщины. Это к тому, что в художественной литературе все непросто.
Что же до "континуума" - слово красивое, неудивительно что автору оно понравилось - он любит красивости. А в словарь он не заглянет, ибо уже лет 30 как умер. :-)


Надо же, какая неприятность -- умер... что ж, это с некоторыми случается...
Подозрение в незнании анекдотов вообще для меня обидно :))) Сайт анекдотов.нет присылает мне каждую ночь по анекдоту, и новых среди них не бывает. Если и есть про Путина, то 40 лет назад такой же был про Брежнева :)))


Ладно-ладно. Снимаю подозрение. :-)
Что до Брежнева - его рекорд же совсем недавно был побит известным лицом.


Это да. Теперь надо отправить в нокаут Иосифа Виссарионовича :)
Однако по количеству анекдотов Брежнев -- чемпион на все времена.


Не помню у кого читал, что анекдот про лидера это фрустрация населения, и в анекдотах население так занимается терапией самого себя.
Кстати про нынешних анекдотов то почти нет. Что это, доктор?


Либо про них и рассказать нечего, либо работает закон Об оскорблении величества :)


Та ну, закон недавно появился. Даже за год столько анекдотов можно насочинять. Нет, тут что-то другое, глубинное. Культурологи должны бы этим заняться. Вместе с социологами.
Может анекдот это реакция на лицемерие - тогда все норм. Нынешняя власть не обещает нам коммунизм к такому-то году, не требует жить по высоким моральным устоям - как-бы и противоречия не возникает.


Я имею в виду не тот закон, который в нынешнем году приняли. Есть ещё один, под который давно уже подпали все карикатуры, программы типа "Кукол" и всё остальное в этом духе. Новый закон запрещает критиковать органы власти, а тот конкретно президента и каких-то ещё высших руководителей. Да и до его принятия все уже боялись...
Культурологи тут точно не помогут с объяснениями :)

И да, у 78% населения противоречий не возникает. Я, к сожалению, принадлежу к 22.
Сказал бы что-нибудь, но боюсь. Могу. Но только ночью под одеялом :)))


Интересная дискуссия, но далеко от книги ушла.
Поздравляю с завершением квартета. У меня с обобщением туго, у вас же получилось.


Спасибо, но этот отзыв дался очень тяжело. Книга просто высосала меня. Причем она не плоха, чтоб я не рекомендовал её читать - она именно что не для меня. И фанатов у неё более чем достаточно, и люди это с хорошим вкусом. Сначала хотел назвать отзыв "книга-лакмус", и вокруг этого построить отзыв - но потом плюнул, и решил что продолжу традицию.


Мне сил и времени не хватило на оцениваемую рецензию.
Интересно, что я подхожу к обеим категориям читателей из вашего послесловия.


Делить читателей на категории задача совсем провальная. Не писать же что это относится ко всем, кроме тебя, дорогой читатель. :-)