Больше рецензий

29 июня 2019 г. 14:14

499

4 Человек/писатель/роман как Остров

К этой книге надо подступать подготовленным. Как минимум надо быть внимательным и заядлым читателем романов Джонатана Франзена, быть знакомым с современной англоязычной литературой и... любить читать книги. И тогда вам гарантировано полезное и местами даже интересное путешествие по миру мыслей, выступлений, заметок, воспоминаний и статей автора, которого называют американским Толстым нашего времени.

Джонатан Франзен, «Дальний остров»
(Father Away, 2012)
Издательство Corpus || Издательство АСТ, 2014.— 480 с.

«В число дорогих нашему сердцу свобод входит свобода выглядеть пошло и раздражать»


Очерки, опубликованные с 2002 по 2011 гг., здесь выступают поводом для погружения в мир писателя — как самого Франзена, так и вообще писателя, который начинает писать, который в зените славы или пробуксовывает после успеха одного своего романа. Здесь много личного и социально значимого, резкого и неудобного, книжного и совсем не книжного. Здесь автор предстаёт другом Дэвида Фостера Уоллеса, которого не может оставить равнодушным добровольный уход автора «Бесконечной шутки» (а "дальний остров" — это сам писатель, с помощью романа пытающийся наладить связь с огромным миром вокруг).

Рождение романа как социального феномена для человека нового времени, у которого появляется возможность больше читать и уходить в вымышленный мир, описывается Франзеном так занимательно, что ты даже не замечаешь, как его добровольное отшельничество на "острове Робинзона Крузо" с целью повидать экзотических птиц становится мини-лекцией с экскурсами в историю литературы.

Знакомые писатели здесь соседствуют с незнакомыми для русскоязычного читателя, с до сих пор (увы!) не переведёнными, поэтому некоторые очерки не столь откликнутся при чтении, но это совсем не повод не восхититься мастерством Франзена, препарирующего тот или иной роман. Безусловно, это своеобразный ликбез для тех, кто хочет/любит читать и пробует писать тексты.

Кафка, Достоевский, Элис Манро, Дэвид Уоллес, Джеймс Парди, Кристина Стед... Здесь много имён и интересных рассуждений о писателях и их книгах, так что ты потом точно захочешь перечитать известное и взяться за до селе незнакомое в мире литературы!

Ещё это полные дум об увиденном путешествия по Средиземноморью и по Китаю — с целью защиты исчезающих видов птиц. Это воспоминания о детстве, о тех США — уже утерянных, и появившихся с 2000-ми годами (не думал, что интеллектуальное брюзжание может быть так интересно!). Даже разговор с Нью-Йорком, если бы он был женщиной, здесь тоже имеется.

В этом сборнике выразилась своеобразная автобиография времени, а Франзен как "гений места" обвёл своим соколиным взглядом тот мир, в котором живут и творят, появляются и гибнут, незаметно пишут тексты или просто бродят по новым землям и пытаются понять суть вещей люди, не всегда реальные (если герои книг), но всегда такие живые.

Советую читать Франзена! Любую книгу. Потом можно данный сборник.
Оценка: 4,5/5

Цитаты:

Вот почему любовь таит в себе такую серьёзную экзистенциальную угрозу техноконсьюмеристскому порядку вещей: она разоблачает ложь.


Эти страницы тоже зеркало, и если ты по-настоящему любишь художественную литературу, то увидишь, что достойны сохранения лишь те страницы, где ты отражён таким, каков ты есть.


В «Робинзоне Крузо» личность стала островом; теперь, похоже, остров становится целым миром.


Сочинительство всегда — и особенно когда он писал «Бесконечную шутку» — было его любовью, и во время многих наших разговоров о роли и назначении романа он очень уверенно утверждал, что художественная литература — решение, наилучшее решение проблемы экзистенциального одиночества.

(о Дэвиде Фостере Уоллесе)

Кафка показал мне возможности художественной литературы как орудия самоанализа, как средства к преодолению трудностей и парадоксов своей собственной жизни.


Кафка учит, как можно любить себя, даже будучи безжалостным к себе, как сохранять человечность перед лицом ужаснейших истин о себе самом.


Долг писателя перед читателями в наши дни — замахнуться на самое трудное, что ты можешь надеяться осуществить. Работая над каждой книгой, ты должен копать так глубоко и тянуться так далеко, как только способен.


картинка AntonKopach-Bystryanskiy