Больше рецензий

28 июня 2019 г. 12:03

831

4 Где несправедливые терпят поражение, там государство сильнее и лучше. (с)

картинка Caramelia
Слишком долго и порой мучительно (из-за сложности повествования) я читала этот трактат, который разительно отличается от предыдущего прочитанного мною трактата «Государство». Начиная читать, я понимала, что будет сложно, особенно учитывая то, что здесь будут подробно описываться законы, которое могли бы быть типичными для того времени. Соотносить с нашим временем не нужно, но некоторые принципы, положения уже используются сейчас, и сложно не проанализировать и то время, и теперешнее. И, главное, какое отношение могло бы быть к подобным законом, которые описываются в данном трактате, который является, несомненно, очень важной работой в сфере политики, юриспруденции, философии.

О чём эта книга?

Прежде всего стоит отметить то, что сам трактата делится на «12 книг», каждый из которых посвящена той или иной теме. Как и в «Государстве» нас знакомят мельком с персонажами, которые будут впоследствии обсуждать идеальное устройство законов и построение государства на нём. Участниками типичного для того времени вида изложения — диалога — являются три пожилых человека. Первый из них, самый главный рассказчик, — это афинянин, имя которого не упоминается на протяжении всей книги, но это не столь важно. Следующий — человек родом с Крита по имени Клиний, последний же — спартанец Мегилл. Такой набор представителей разных стран — обоснованный, так как афинянин повествует об идеальном устройстве законов, сравнивая их с законами Крита, Спарты и других государств.

Основная цель данного диалога является объяснения идеальных принципов государственного устройства и его законов для будущей колонии, которая будет устроена критянами.

В самом начале, как и всегда, у Платона начинается с общего введения, с общего вступления к теме, которая будет впоследствии подробно развиваться в других главах. Платон останавливается на том, как должно формироваться законодательство, на каких принципах, на каких добродетелях; поднимает вопросы неправильных законов, критикует проблемы в законах других государств. Особое внимание уделяется тому, как должно устраиваться государство с правильными законами: во-первых, не рядом с морем, соседями; во-вторых, желательно гористая местность для экономических и стратегических целей, защиты; в-третьих, умеренная лесистость:
Близость моря хотя и дарует каждый день усладу, но на деле это горчайшее соседство. Море наполняет страну стремлением нажиться с помощью крупной и мелкой торговли, вселяет в души лицемерные и лживые привычки.

Утешением в таких случаях служит то, что страна производит все необходимое, а раз эта местность гориста, то, очевидно, она производит немного, но зато все, что нужно.
И, в-четвертых, Платон считает, что единообразие населения — это важный аспект. Последние он напишет:
Сношения государств с другими государствами обычно ведут к смешению нравов, так как чужеземцы внушают местным жителям различные новшества. Это принесло бы величайший вред гражданам, обладающим благодаря правильным законам хорошим государственным устройством.
И самое главное, устраивать законы надо не ради войны. Жить ради войны — это залог скорейшего развала страны. Платон подробно описывает сущность войны и мира, особенно войны, расписывая виды, как они опасны для граждан, правителей и государства в целом.
Законы, по мнению иных людей, не должны с иметь в виду ни войну, ни всю добродетель в целом; люди полагают, что законы должны иметь целью пользу уже установившегося правления, так, чтобы оно оставалось навеки и не было никогда нарушено.

Мы утверждали, что законодатель должен иметь в виду троякую цель: чтобы устрояемое государство было свободным, внутренне дружелюбным и обладало разумом.

Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя.
Помимо таких государственных дел, Платон останавливается на гражданах, их воспитании, развитии, становлении в их карьере, взаимоотношениях между жителями. Например, он высказывает такую мысль:
Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится.

Значит, мы предпочтем такую жизнь, в которой в больших количествах и в сильной степени присутствуют и удовольствия, и страдания, но удовольствий больше, и они более сильные.

Все люди, в какой бы работе они ни участвовали, делают все хорошо и прекрасно, пока они внимательны к своей работе, а также к самим себе. Когда же они невнимательны или не обладают разумом, все происходит наоборот. Пусть же молодой супруг обратит внимание на свою жену и на деторождение.
Если говорить о воспитании, Платон подробно повествует о детях, их учебе, о сиротах и об их опекунах, о развитии и становлении. Например, он отмечает:
Изнеженность делает характер детей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, неблагородными, ненавидящими людей, так что в конце концов они становятся непригодными для совместной жизни.

Но надо избегать изнеженности, надо наказывать детей, однако так, чтобы не задеть их самолюбия; здесь следует поступать так, как обычно и делают в отношении рабов, о чем мы уже говорили: не надо позволять тем, кто наказывает, оскорблять подвергающегося наказанию, так как это вызовет у него раздражение, но нельзя и баловать отсутствием наказаний.
В последних главах Платон тщательно разбирает наказания и законы об уголовной, административной ответственности. Они разветвлены, так как зависят от того, свободнорождённый ты человек или раб, чужеземец или гражданин этой страны, торговец или жрец, — и так далее. Например, законы об ответственности за убийство. Здесь всё зависит от того, чей раб, свободный или раб, к какому сословию принадлежишь. Эти законы интересно читать, так как их сложно соотнести с нашим временем (все же тогда было рабство, официальная смертная казнь — в РФ, если что, пока мораторий на смертную казнь). Некоторые законы могут даже удивить (не шокировать, но изумить запросто), но это древний мир, суровый мир — суровые законы. Но по большей части они справедливы, как и отмечает афинянин.
Я не хочу подробно на всем останавливаться, так как моя рецензия может затянуться, важно сказать то, что все аспекты, которые раскрываются в данном трактате хорошо расписаны, бывали случаи, конечно, когда на какой-то теме Платон останавливался слишком подробно, а на каких-то — не очень. Некоторые темы как раз были раскрыты в других его работах, а в этом трактате мельком затрагиваются связанные с этими темами вопросы и проблемы.
Стоит отметить разницу между «Государством» и «Законами», так как в «Законах» можно заметить, как Платон отказывается от некоторых своих идей, которые описываются в прошлом трактате об идеальном государстве. Здесь меньше уделяется вниманию одному из основных учений Платона — благу, здесь, я бы сказала, более приземленное представление о государстве и о его устройстве. Но здесь большое внимание уделяется именно религии, почитанию богов, святыням, святилищам, законам, которые будут отвечать за религию, её защищать и охранять. Есть даже целая книга, большая часть которой посвящена как раз теме религии, и в ней Платон усиленно критикует атеизм (который, причем, он делит на два типа), незаконно действующих священнослужителей (тоже два типа) и так далее. Платон подробно разбирает учение атеистов, акцентируя внимания на тех или иных аспектах, показывает слабости и в итоге говорит, почему же они не правы и почему правы те, кто верит в богов и почитает их. Читая это, мне сложно это сопоставлять с настоящим временем, но стоит отметить, что до сих пор для некоторых атеизм — это чуть ли не преступление, которое должно караться со всей строгостью.
Выводы:
Этот трактат поистине интересен с точки зрения устройства законов, государства, но он мне показался более скучным, чем «Государство». Здесь много внимания уделяется человеку, его жизни в таком государстве, законам и их устройстве, религии и почитании богов, воспитанию и сиротам, гражданским отношениям и жизни, международным отношениям и экономических связям, частной собственности и географии, наказаниям и узаконению ответственности, и так далее. Читать данный трактата тяжеловато в силу больших монологов, некоторой философии в теориях и учения о законах.
картинка Caramelia