Больше рецензий

27 июня 2019 г. 13:02

4K

5 Яркий, эмоциональный и очень красивый роман любимого автора

Из всего прочитанного у Фейхтвангера, роман "Гойя" понравился, пожалуй, больше других. "Семья Опперман" тоже оставила яркие впечатления, но там совсем другая тема, да и для меня она стала первой книгой этого автора.
В "Гойе" всего ровно столько, сколько нужно, чтобы погрузиться в произведение с головой и получить от него удовольствие. В меру политики, в отличие от "Еврея Зюсса", в котором трагедия главного героя всё-таки порой уходила на второй план. При кажущемся обилии персонажей в них очень быстро разбираешься и не теряешься (хотя поначалу у меня были опасения, что донов Мануэля, Мигеля и Мартина я буду путать постоянно).
В начале повествования мы встречаем Гойю человеком, стремящимся получить от жизни всё: он жаждет войти в доверие к королевскому двору, ему необходимо завоевать благосклонность герцогини Альба, женщины, которая навсегда изменит его собственную жизнь, и в судьбе которой ему суждено сыграть столь трагичную роль. Получив желаемое, он не испытывает той радости, на которую рассчитывал. Художника гнетут какие-то странные ощущения, чувства, что что-то в своей жизни он делает не так. Это не позволяет ему наслаждаться ни званием придворного живописца, ни пониманием того, что он стал очень близок одной из самых красивых женщин Испании.
Наиболее интересная для меня часть романа начинается именно с того момента, когда на Гойю наваливается глухота. Если раньше он терял слух время от времени в результате нервных потрясений, то теперь он понимает, что оглох окончательно. Знакомый врач объясняет ему, что глухота стала одним из симптомов поражения мозга, и намекает Гойе, что, в отличие от многих людей, ему повезло больше: пользуясь своим художественным даром он имеет возможность освобождаться от являющихся ему демонов и чудовищ посредством изображения их на бумаге. И в рисунках Гойи появляется новая направленность...
Он готовит серию офортов и, держа в руке иглу для гравировки, представляет себе, что этой иглой он будто бы пригвождает свои страхи к поверхности, набрасывает на них узду. Художник называет свои произведения "Капричос" ("причуды").
Очень интересно описана Фейхтвангером историческая картина Испании того времени, страх всей страны перед всесильной инквизицией. Внушала ужас инквизиция и Гойе, и когда он собрался опубликовать свои офорты, на него немедленно было обращено "пристальное внимание" тех, кто разносил свои послания на бумаге с изображеним розог, креста и меча. И друзья Гойи придумывают блестящий план: понимая, что его офорты обязательно должны увидеть свет, но, будучи обнародованными, они навлекут на художника неминуемую смерть, друзья советуют Гойе преподнести и офорты, и доски для их тиражирования... королю и королеве. Спрос на офорты велик, и, выпускаемые уже Королевским двором, они будут защищены от нападок инквизиции, принося "их католическим величествам" довольно ощутимый доход.
Что же в итоге удалось "познать" Франсиско Гойе (исходя из полного названия романа "Гойя или тяжкий путь познания")?

В молодости он был горяч и шёл напролом. Но на собственном опыте убедился: кто хочет настоять на своём, того судьба бьёт. Потом он приспособился, зажил беззаботной, роскошной, сибаритской жизнью двора. Но на собственном опыте убедился: кто отказывается от своего "я" и приспосабливается, того судьба тоже бьёт, он губит и себя, и своё искусство. Теперь он знал: нельзя ломать, надо пригибать, обтачивать и себя и других.

Я читала этот роман дольше других произведений Фейхтвангера, поражаясь тому, что в памяти оставалось всё прочитанное до самых мелочей (даже при довольно больших перерывах в чтении). Замечательный перевод (ещё прежних лет), а стихи в переводе Льва Гинзбурга в конце каждой главы придают роману ещё большее очарование.