Больше рецензий

23 июня 2019 г. 08:28

9K

4 В чем виновата Оля? Только в том, что хотела заниматься любимым делом? Сколько же можно всех стричь под одну гребенку, Евдокия Савельевна?

Повесть впервые прочитала еще подростком, лет в 12-13, но и затем неоднократно возвращалась к этой истории, «Безумная Евдокия» оказалась из числа тех произведений, которые «зацепили» меня надолго, если не навсегда. Никогда искренне не могла понять – в чем же так виновата главная героиня Оля, почему автор с позиции другого персонажа, Евдокии Савельевны, представляет нам чуть ли не чудовище, из-за которого, видите ли, мать рассудка лишилась?
Нет сомнений в том, что Ольга действительно одаренный человек, ведь ее рисунки и скульптуры хвалят настоящие специалисты в этой области. У нее имеется настоящее призвание, и именно ему взрослеющая девочка старается посвятить все свое время, все свои силы, и что же в этом плохого, почему классной руководительницей и товарищами Оли это воспринимается столь негативно? Ну да, Ольга у нас учится в обычной советской школе, где все должны быть совершенно одинаковыми и ни в коем случае не выбиваться из общего русла, именно эту политику усердно проводит в жизнь классный руководитель Оли Евдокия Савельевна. У дамы нет семьи, нет, судя по всему, и никаких хобби, она все силы и всю энергию отдает на «воспитание подрастающего поколения», стремясь «вылепить» из каждого ученика нужный ей «средний и послушный» вариант. При этом Евдокия твердо уверена в том, что она делает благое дело и старается ради того, чтобы в дальнейшем эти ребята выросли действительно достойными людьми, безупречными членами общества, в частности, стали бы хорошими поварами или старшими диспетчерами, эти примеры она не устает приводить ученикам в качестве того, к чему же следует стремиться…
А вот Оля совсем не желает быть диспетчером, поваром или еще кем-то в таком же роде, у нее есть талант и призвание, почему же она должна от него отказаться? Девушка ведь действительно готова много работать ради того, чтобы стать настоящим профессионалом в избранном ею деле, она знает, чего хочет (а большинство одноклассников наверняка еще не определились с профессиями), но Евдокию это безмерно раздражает, и она все более настойчиво требует, чтобы Ольга участвовала во всех классных мероприятиях (которые ей совершенно неинтересны), и постоянно подчеркивает, что Оля ну ничем не лучше других ее учеников, вот Люся заголовки писать умеет – это замечательно, а Ольга, по мнению учительницы, стремится быть первой любой ценой, что выводит нашу Евдокию Савельевну из себя.
Но желает ли сама Оля первенства в этом заурядном классе, где все равно никто не способен оценить ее художественные достижения? Мне казалось, что вовсе нет, что для нее совсем не так уж важно, как ее воспринимают Евдокия и одноклассники, для которых она все равно остается чужой, «инородным телом» (как и фактически любой талантливый в чем бы то ни было и неординарный человек). Ольга прилагает все усилия, чтобы добиться признания со стороны тех, кто действительно разбирается в живописи и скульптуре, а эта школа, по-моему, ее вообще не слишком волнует, для нее пребывание там – только потерянное время, которое она могла бы потратить на любимые ею занятия. Это Евдокия считает, что Оля жаждет некоего поклонения со стороны одноклассников, а девушке, в общем-то, все равно – в школе она лишь «отбывает номер» до звонка, как, подчеркиваю, и каждый, кто действительно является личностью, незаурядным человеком, такому всегда будет отчаянно скучно в подобной атмосфере.
Итак, Оля не желает «гнуться» под Евдокию и ее представления о жизни, ей отчаянно жаль времени, которое она могла бы посвятить лепке и рисованию, тогда как классный руководитель заставляет ее посещать встречи с бывшими выпускниками, убирать класс и все остальное. Учительница не сдается, упрямства ей не занимать, должна отметить, решила не отступать, пока полностью не «сломает под себя» эту «непослушную девочку», которая «не как все».
Человек, который хоть в чем-то «не как все», как правило, раздражает коллектив, состоящий главным образом из посредственностей, что и происходит здесь с Олей. Да, она знает, что недолюбливают ее в классе, но что же делать? Превратиться в еще одно «покорное орудие» Евдокии, потерять себя, свою индивидуальность? У Оли довольно сильный характер, и она этого категорически не желает, и правильно. Родителям, видевшим проблемы дочери с одноклассниками и классным руководителем, стоило, на мой взгляд, стараться учить ее воспринимать происходящее как можно более равнодушно и отстраненно, где-то и подыграть учительнице, если уж совсем другого выхода нет, но не забывать о главном – о творчестве. Оля-то прекрасно знает, что ее настоящий мир, настоящая жизнь вовсе не ограничены этим классом и этими «серыми» ребятами, с которыми ей просто неинтересно, и она в этом не виновата.
Евдокия тут усиленно осуждает Ольгу за ее поведение с Люсей, но, на мой взгляд, Люся, в первую очередь, сама спровоцировала со стороны Оли отношение к себе скорее как к прислуге, а отнюдь не как к равной, как к настоящей подруге. Люся сначала чуть ли не ковром под ноги Оле стелется, но это же ее выбор, ее желание – так себя вести, а почему «объект обожания» должен отвечать какой-то взаимностью и вообще как-то реагировать? Оля совершенно не обязана была сближаться с Люсей, это Люся хотела подружиться с Олей, возможно, ее действительно восхищал талант одноклассницы, но нужно ли все это было Оле? Скорее всего, Оле, тотально занятой в художественной школе (помимо обычной), были просто не слишком интересны проблемы Люси, хотя она и пыталась ее защитить перед классом, однако Евдокия Савельевна и тут усмотрела низость, эгоизм и все остальное, я думаю, Оля никогда бы не смогла совершить ничего, что понравилось бы классной руководительнице.
Насчет Бори – ну, может, были у парня какие-то чувства к Оленьке, но, действительно, откуда же девушка могла бы об этом узнать? Пылких признаний вроде не было, а Оля на самом деле слишком загружена, чтобы обращать внимание на какие-то особенности поведения слишком назойливого одноклассника, усиленно вовлекавшего ее в какие-то ненужные и неинтересные для нее классные дела.
Вот с родителями Ольги мне до сих пор не слишком понятно. Отец там постоянно подчеркивает, что с рождением дочери он и его супруга Надя полностью «погрузились в нее», отказавшись от своих прежних увлечений, но, судя по его монологам, они все же заняты и собой, и друг другом, нет тут такого уж особого «родительского самоотречения» хотя бы потому, что Оля все же выросла достаточно самостоятельной, ее нельзя назвать беспомощной «маменькиной и папенькиной дочкой», какими чаще всего становятся гиперопекаемые дети. Папа Оли постоянно повторяет фразу про порок сердца своей жены, значит, он об этом прекрасно помнит, и вовсе они не только «родители Оленьки», как он говорит.
Финал мамы Нади тоже выглядит весьма странно – если в повести буквально раз в пять минут упоминается про ее больное сердце, то она в итоге и должна была бы получить инфаркт, а она утрачивает рассудок, но как это связано с сердечными проблемами? Приступа-то у нее вроде не было, она просто теряет связь с реальностью.
Папа здесь тоже удивляет. Достаточно одного разговора с Евдокией Савельевной, чтобы он «повернулся на 180 градусов», полностью переоценил те же события, о которых уже ранее знал от Оли, и с ненавистью бросил дочери, что она, мол, прошла нужный для похода путь только для того, «чтобы погубить самого близкого человека». Да не хотела Ольга никому вредить, отправившись в походе в самостоятельное путешествие! Она поняла, как быстрее достигнуть цели, и решила просто это сделать, не дожидаясь товарищей. Оля, безусловно, индивидуалист, не командный человек, но она совершенно не чудовище, и родителей она явно любила, не забыла же матери цветы привезти. Как она могла предугадать, что произойдет дома, не ясновидящая же она… То, как Евдокия ведет поиски, тоже не выдерживает никакой критики, но это еще простительно – немолодая женщина, отвечающая за жизнь и здоровье отправившихся в поход ребят, конечно, она тоже в состоянии стресса, трудно ожидать, что она будет вести себя очень логично и разумно…
Мне всегда было интересно узнать, как же могла продолжиться эта история. Ясно, что отцу и Оле будет крайне тяжело психологически жить вместе, мужчина полностью разочарован в дочери и считает, что она виновата в трагедии его любимой жены, а девушке 16 лет каково?! Все вокруг, в том числе и родной отец, считают ее каким-то «исчадием ада», она, безусловно, очень переживает из-за матери, к тому же ей и школу заканчивать надо, и рисовать, и лепить, да еще и домашним хозяйством, видимо, заниматься, а Оля, скорее всего, к этому не очень-то приучена, всегда спешила в художественную школу… Может, Евдокия Савельевна, чувствуя и свою несомненную вину, будет пытаться поддерживать эту семью, хотя бы морально?
В общем – жаль, конечно, и Надежду, и саму Ольгу, столкнувшуюся с такой трагедией в столь юном возрасте. Но я вовсе не вижу в девушке главной виновницы случившегося, нет, пожалуй, основная проблема была в том, что окружение Оли категорически не хотело понимать и принимать ее, поскольку она, видите ли, была другой, «не как все»…

Комментарии


Справедливости ради, Ольга стремилась быть первой. Она потому и пошла отдельно от всех завоёвывать приз.
Но у неё не было возможности выделиться тем, чем выделялась реально - знанием языков, красивыми рисунками. И тут довольно точно показано, что ребёнок всё равно будет стремиться быть первым. Ну, такой вариант самореализации у человека. Просто Алексин словами своей Евдокии осуждает человека за такое, что само по себе бессмысленно, так как соревновательность - один из главных факторов человеческого прогресса.

Мне кажется, ещё стоило бы отметить, как Евдокия "воспитывает доброту". То есть она лезет заниматься психологией, хотя ничего в ней не смыслит. Общественными мероприятиями и скучными разговорами доброту не воспитаешь. А когда она потерпела явное фиаско как педагог (это-то хоть алексин признаёт), она бежит жаловаться родителям: "Я вся такая пушистая, а это у вас Оля неподдающаяся".


Совершенно верно - Евдокия воспитывала в своих учениках лучшие человеческие качества абсолютно не теми методами, не вырастишь так достойных, добрых, порядочных людей, и учительница, видя в случае Оли полное свое бессилие, лишь жаловалась родителям - ах, какая плохая девочка, ну, не поддается она нашим правилам и нашему воспитанию, ну, сделайте с нею что-нибудь, подгоните под наш стандарт...


При чём здесь учительница...воспитание идёт из семьи. Родители способствовали формированию характера Оли. Они воспитали человека, не способного ощущать и акцептировать чувства других людей. Она росла одна в семье, родители боялись за её здоровье. И выросла эгоистка.


Воспитание человека идет по самым разным направлениям, его формируют не только родители, но и окружающая среда, в частности, школа, где человек проводит немало времени независимо от своего желания. Оля, возможно, и была эгоистичной, но, с другой стороны, ее чувства и желания кого-нибудь интересовали? Ту же Евдокию Савельевну, которая требовала, чтобы Оля тратила на общественные мероприятия то время, которое сама девушка стремилась посвятить саморазвитию, совершенствованию в избранной профессии, а не гулянкам во дворе, в конце концов?


Евдокия сообщала родителям об эгоизме дочери, но они не прореагировали, она пыталась помочь родителям увидеть их дочь со стороны. Но они не поверили ей и не обратили внимания. Тогда назревающую опасность можно бы было предупредить.


У Оли, безусловно, имелись недостатки, не спорю. Но то, что случилось в то воскресное утро, стало, на мой взгляд, в первую очередь, неудачным стечением обстоятельств, никто не мог предугадать, что ситуация так обернется - ни Евдокия, ни, конечно, сама Оля. Поступки девушки здесь представлены с огромной отрицательной окраской, но это взгляд именно автора, с неприязнью относящегося к Ольге, но ведь можно посмотреть и по-другому. Девушка ведь не росла уличной хулиганкой, любительницей спиртного или еще кем-то в том же роде, нет, она тоже много трудилась, работала над своим искусством, хотела стать художником, а окружающих злила ее "непохожесть", что не могло не отразиться на ее характере. Оле ведь тоже было крайне нелегко, только никто этого понимать не хотел...


Вот в упор не могу понять: о каком "эгоизме" все время поминается, обсуждая Олю?

Просто Оля - человек с преобладающим "зрительным вектором" психики (как и многие художники) Она не живет "в словах", как живет и мыслит Евдокия. Пенять ей, что она недостаточно чутко вьезжает в отношения людей, это как пенять птице, что она не рыба...

Вдобавок Оля еще и интроверт. Не стремится выплескивать наружу свои переживания. Я бы сказал, она слишком покладиста... в свою маму, наверное ("ребята, давайте жить дружно")

По хорошему, надо было жестко ставить ситуацию по местам: Оле мешают учиться выбранной профессии, в которой она уже достигла серьезных результатов.

Ситуация в повести идиотская, искуственная. Даже в те времена, школам нужны были "показатели" (успехи учеников в разных сферах... соревнованиях, конкурсах, концертах, и т.п.)
Евдокию Савельевну поставили бы на место, с ее бзиками.


Совершенно верно. Ольга - талантливый человек, живущий главным образом в своем внутреннем мире и в своих профессиональных интересах, и ее действительно нет смысла упрекать в том, что она, мол, недостаточно людям открыта, она такая, какая есть, чего категорически не желает принять Евдокия. Но в те времена, насколько я сама понимаю, все же главным являлась, видимо, именно общественная деятельность, всеобщие посещения мероприятий, "кто не все, того накажем" - примерно так.


В 70е годы, общественная деятельность хотя и всячески навязывалась учащимся, но тем не менее, до абсурда уже дело не доходило.
В частности, никто бы не стал заставлять посещать встречи по профориентации ("с шоферами и диспечерами"), ученика, уже посещающего специализированную дополнительную школу (Оля ходит в Художественную школу)
Более того, дирекция любой тогдашней школы была кровно заинтересована в наличии в этой школе разных "талантов", и успехи этих талантов (например, первые места на какой нибудь выставке), шли "в зачет" школе, перед Гороно.
То есть, в реальности, Евдокии было бы категорически рекомендовано оставить Олю в покое, исключая учебу и плановые комсомольские собрания (они были не особо часто... максимум раз в месяц)
А в повести показано, что Оле просто конкретно не дают заниматься. Малореально.

У меня была классная с замашками Евдокии. Которой тоже не нравилось, что я ухожу с разных мероприятий, под предлогом учебы в художке.
Так достаточно было одного звонка директора художки, директору общеобразовательной школы. И классной пришлось "умерить пыл"...


Что ж, возможно, Оле или даже ее родителям следовало бы подключить руководство этой самой "художки", попросить как-то переговорить с классным руководителем, возможно, ситуация и изменилась бы, но, видимо, им это не приходило в голову... К тому же Оля, как мне показалось, вообще не особо склонна кому-либо жаловаться, она ведь и родителям далеко не все рассказывала, вот ситуация и оставалась такой сложной и неприятной для девушки...


Согласна с рецензией, я тоже именно так все увидела. И самое страшное повесить такую вину на молодую девушку, отец просто... без комментариев


Большое спасибо за комментарий, рада, что Вы разделяете мою позицию. Отец, безусловно, растерялся из-за всего случившегося, но уж очень быстро он отступился от дочери, начав считать ее неким "врагом", и ему даже не пришло в голову подумать, каково ей-то приходится.


Может на ты будем?:) Интересно, что сам писатель думал об этой истории, я не поняла его, он за Евдокию или нет. Учитель слишком неприятный персонаж, чтобы однозначно решить,что она писателю нравится


Конечно, давайте на "ты". У меня было такое впечатление, что Евдокия при всей своей нелепости кажется автору порядочным, честным, неравнодушным, "горячим"человеком, а вот Оля - некая "эгоистичная стерва", и в ней писатель ничего положительного не видел.


Не знаю, я надеюсь что это только первый слой, а реально автор слишком много "но" сделал,много неоднозначного и спорного в повести:)


Возможно, но мне при чтении казалось - автор на стороне Евдокии, девушка в его представлении является этаким "эталоном эгоизма и зла", а родители просто слепы, не понимают до поры, до времени, что же у них выросло...


Вы оправдываете Олю? У меня она вызвала жалость. Эгоцентрична и невероятно по-житейски глупа для своего возраста. Совершенно без эмпатии. Вы бы хотели себе такую подругу? А мать? У девочки явные отклонения. И вовсе не потому, что ей хотелось бы выделяться, она страшна в своей самости, кроме себя не видит никого.
Вина родителей бесспорна, но наказание очень жестоко.
Евдокия узколоба, да, слишком, но не лишена чувств хотя бы.


Я вовсе не считаю, что Оля - некое бесчувственное чудовище, лишенное всякой эмпатии. Она стремилась радовать родителей и быть их гордостью, и не ее вина в том, что одноклассники ее не понимали и не принимали, поскольку она была другой, не такой, как они. Безусловно, эгоизм в Оле присутствует, не спорю, но совершенно очевидно, что она вовсе не предполагала, что ситуация с ее побегом повернется именно таким образом. В любом случае, в финале повести Оля оказалась наказанной сполна тем, что произошло с ее мамой, которой она вовсе не желала зла.


Ольга еще ребенок. И она не совсем даже и забыла о маме - даже цветочки ей принесла. Но представить, что мамочка будет так волноваться может только человек взрослый и много уже переживший. Отец в горе ищет виноватого - и ему указали на дочь. Если он нормальный, то быстро сориентируется, что они сейчас должны бороться вместе с дочерью против болезни мамы, а остальное - фигня. И всем остальным по большому счету на них наплевать... со всеми их идеями и правильными поступками...


Да, если отец не поймет, что им с Ольгой необходимо усиленно поддерживать друг друга в создавшейся ситуации, то они никак не смогут справиться с бедой. Единственным шансом для них является сплотиться и стоять друг за друга горой, а мнение каких-либо педагогов или одноклассников Оли уже не имеет значения. Оля и отец должны быть вместе, иначе оба просто сломаются.


Выше я уже написал: Оля - человек со "зрительным психотипом" (как и многие талантливые художники)
Она просто не живет в словах, в человеческих отношениях и коллизиях. Она иная.

Правильно сказано мудрыми: человека должны судить равные ему. Вы же, судите, не понимая.

Как художник, также учившийся подобно Оле в двух школах, я ее оправдываю, однозначно.
И лишь могу посетовать, на недостаточную твердость характера: я бы "послал" Евдокию еще в начале конфликта, жестко...


Совершенно верно, Оля - другой человек, не такой, как ее одноклассники, чего категорически не желали понимать и принимать окружающие, но в этом абсолютно нет ее вины. Возможно, Оле действительно следовало бы держаться с учительницей и более жестко, но она все же от нее зависела (аттестат-то нужен и для поступления в художественный институт), к тому же тогда все же учили уважать взрослых и в особенности педагогов, и откровенно послать Оля едва ли решилась бы, речь все же идет не о современности...


"Послать" можно по разному. Например можно обратиться к руководству Художественной школы, за помощью. Уверен: достаточно было бы одного звонка (не говоря уж об официальном письме) в дирекцию средней школы, и Евдокии бы настоятельно посоветовали оставить Олю в покое.
Кстати Евдокия, мешая Оле получать профессиональное образование (для справки: Художка - это не "кружок", это профобразование), нарушает тогдашнее положение об профориентации.
Оля действительно слишком покладиста и тиха (в маму), и увы, житейски беспомощна. "Не от Мира сего"... мне ее безумно жаль...


Возможно, не беспомощна, но действительно пока не обладает жизненным опытом и не очень-то знает, как защититься от требований Евдокии. Родители на самом деле слишком боятся конфликтовать с учительницей, хотя, наверное, отцу следовало бы раньше более жестко вступиться за дочь, но они не решались вмешиваться, хотя и знали, что девочке в классе некомфортно...


Поступлению Оли Евдокия не смогла бы помешать. Оля отличница. Плохое поведение ей сложно "пришить": максимум, "четыре" бы могла классная ей поставить.
А насчет Художественного института: в тексте сказано - "учится в художественной школе для одаренных детей"
А учитытывая, что действие происходит в Москве (папа Оли водит ее маму в Большой Театр), то речь похоже идет о Центральной Художественной школе, при Суриковской Академии. Поступить туда в 70м году... почти как в отряд космонавтов поступить!
Отбор был жесточайший!
А Оля и там на хорошем счету (как бы ни одна из лучших - работы по ТВ показывают, это в то то время!)
Оля практически уже студент Суриковского ВХУ... и какая то тетка ей заниматься мешает?!

Господа хорошие, это даже не абсурд... это дурдом!