Больше рецензий

22 июня 2019 г. 21:12

500

3.5 Спойлер Любовь и «Жизнь»

В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?


Книга называется — «Три любви». Разделена на три части — про любовь к мужу, сыну и Богу. В тексте романа слово «любовь», пожалуй, самое частое: Люси повторяет, как заклинание, что любит мужа, любит сына, любит Бога... Но любовь ли это? И если да, зачем, как мантру, повторяет это слово Люси — не для того ли, чтобы убедить саму себя?

1. Любовь? к мужу
Люси заботилась о муже, человеке весьма посредственном, и со всей силой своей натуры (о, она женщина сильная!) старалась двигать его по карьерной лестнице. Но она никогда не спрашивала, чего именно хочет ее муж. И когда в их жизнь ворвалась кузина Анна — не скованная ничем, свободная, — жизнь ожидаемо дала трещину. И Люси, именно Люси со своей ревностью, со своим чувством собственничества была причиной смерти мужа.

2. Любовь? к сыну
А вот это гораздо больше похоже на любовь. Люси жертвует всем ради сына, чтобы он учился и смог стать доктором. Она тяжело трудится, получая небольшое жалование, ютится в квартирке без мебели, недоедает, не покупает для себя ничего — лишь бы Питер, ее сын, получил хорошее образование. Питер ее не разочаровывает — он оканчивает университет, чего никогда бы не сделал без такой поддержки матери.
Но... Люси, готовую праздновать победу, ждет страшный удар: ее сын женится на богатой девушке и уезжает от матери. Вместо того, чтобы быть счастливой, ведь судьба ее сына сложилась так удачно, она горюет — Люси присвоила себе не только мужа, но и сына, и ей важно, чтобы он был счастлив, но был счастлив только с ней или только так, как она решила.

3. Любовь? к Богу
Люси ушла в монастырь, чтобы посвятить всю себя любви к Богу. Но... И Бога она тоже присвоила. Люси думала, что дни и ночи напролет она будет молиться, вести возвышенные беседы с сестрами и т. д. Но в реальности ей пришлось чистить туалеты и выслушивать упреки монахинь — так предполагается развивать смирение. Неудивительно, что Люси не выдержала и «убила» Бога, как когда-то убила мужа — сказала, что Его нет.

Любовь ли это? Мне кажется, что несмотря на деспотизм, это могло бы называться любовью, если бы не одно большое НО — Люси не знала ни один из объектов своей любви. Она не знала и не понимала мужа, постоянно неправильно интерпретируя его поведение, что, в конечном итоге, и привело к его гибели. Она не знала Питера, который, как любой молодой человек, был влюблен, и потому получила неожиданный удар в виде брака Питера и Рози. Ну, а про Бога и говорить не стоит — за Бога она приняла свое разочарование и экзальтацию.

Можно ли любить то, что не знаешь хотя бы немного? Сомневаюсь: в таком случае ты любишь образ, а не реального человека.

Получается, это роман — о нелюбви. Одна и та же нелюбовь, направленная на разные объекты.

***
И все же невозможно не восхищаться Люси. Ее вечному и, главное, деятельному оптимизму. Ее силе и ее гордости, когда она готова на все, чтобы не унижаться.

Тут мне приходит в голову другая книга — «Жизнь» Ги де Мопассана . Кронин как будто переписал эту историю наоборот. У Мопассана она начинается с того, с чего Кронин заканчивает свою — с монастыря. Юная Жанна возвращается из монастыря, полная розовых мечтаний о любви и о том, как прекрасна будет ее жизнь. Она влюбляется, выходит замуж — а муж оказывается редкой сволочью и предателем. И когда жизнь становится невыносима, до самоубийства невыносима, всегда появляется кто-то, кого можно любить, кому можно служить и ради кого можно жить. (Как Питер после смерти Фрэнка у Кронина) Эта любовь освещает жизнь Жанны и не дает ей умереть. Потом эти объекты любви неизменно будут предавать ее, причиняя страшную боль, но так же неизменно будут находиться другие, ради любви к которым Жанна будет жить.

История Мопассана — история крушения девических грез и надежд, история тяжелой жизни, но при этом она не оставляет горечи в душе. «Вот видите, какова она жизнь: не так хороша, да не так уж плоха, как думается,» — так заканчивается роман Мопассана. Да, жизнь полна предательства, разочарований и боли — но еще в ней есть любовь. Та самая жертвенная любовь, любовь-служение, которой, несмотря на название романа, так не хватало Люси. И потому конец книги Кронина гораздо страшнее, чем у Мопассана. «Любовь» Кронина заканчивается смертью героини, «Жизнь» Мопассана — возможностью новой любви.

Комментарии


Романы Мопассана и Кронина, действительно, схожи своим грустно-реалистичным настроением. Но Жанна просто плыла по течению, а Люси стала работающей женщиной, которая самостоятельно строит свою судьбу. Ее беда в том, что сражаясь за выживание, она посчитала сына, ради которого шла на всяческие лишения, своей собственностью. Так же, как раньше считала собственностью мужа и пыталась выстроить его карьеру.


Да, я согласна, что Жанна и Люси — абсолютно разные по характеру героини (плюс еще поправка на время, конечно). И написала, что не могу не восхищаться Люси, ее характером, ее оптимизмом.
Но все же именно Жанна, на мой взгляд, умела любить, понимать, служить. Не Люси — несмотря на ее силу.

И мне кажется, что беда (вина?) Люси не только и не столько в том, что она стала присваивать себе тех, кого любила, — а в том, что она их не видела и не понимала, она, по сути, не знала ни мужа, ни сына, ни Бога. И она добивалась через них — через мужа, через сына, через Бога, — своих целей и планов. Это очень похоже на эгоизм, хоть и гордо-жертвенный :)


Жертвенность и непокорность ее и погубили. Ведь можно было выйти замуж за своего бывшего начальника, жить спокойно и в достатке. Не захотела. Не хватало ей "четвертой любви" — к себе.


А мне кажется, дело не в нелюбви к себе, а в том, что Люси воспринимала этот брак как унижение — та же причина, по которой она не принимала помощь брата. Кроме того, этот брак ломал ее планы, а у нее уже все было спланировано. Ведь выйдя замуж за богатого человека, Люси могла бы выучить Питера, было бы гораздо проще. Но пришлось бы 1) просить кого-то 2) делить Питера с другим. А на это она не могла пойти.


Да, конечно. Она считала: сын принадлежит только ей.