Больше рецензий

YanaSeyter

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июня 2019 г. 16:27

2K

1 Плохую книгу не спасти даже дьяволу

"Ух ты, ведьмы!" – подумала я, находясь под впечатлением от просмотра сериала "Леденящие душу приключения Сабрины", и бросилась читать эту книгу, которую нахваливали буквально отовсюду, когда она была ещё самиздатом. Но оказалось, что за вполне милой обложкой и крутым слоганом скрывается лишь разочаровывающая пародия на "Сабрину – маленькую ведьму", из которой очень многое перекочевало в это произведение.

Сделки с Дьяволом быстро не заключаются.

События разворачиваются в придуманном городке Астерия, куда переезжает Ариадна после аварии, где погибла её семья. Жить девушка теперь будет с тётушками, которых все недолюбливают и даже боятся, а их дом обходят стороной (у них нет говорящего кота, зато потом будет пёс!). И теперь растроенной красавице да умнице Ариадне предстоит выяснить, кто же такие её тётушки и кем является она сама... Ну как, сюжет будоражит воображение? Вот и мне как-то не особо, но я все равно решила дать книге шанс (как там говорится: не суди книгу по обложке, не суди по аннотации – вообще не по чему не суди, пока не прочтёшь) .

Начать рецензию, пожалуй, стоит с того, что же мне всё-таки понравилось в этой книге. Сама концепция "Смертельно прекрасной" очень крутая. Ведьмы, каждая из которых получает уникальный дар, обязанные служить Люциферу, одарённые им же проклятием за возможность пользоваться своим даром, – действительно хорошая задумка. А ещё больше мне понравились живые воплощения Смерти, Удачи, Судьбы, к которым можно просто записаться на приём. Особенно классной вышла Судьба – такая себе милая, но чудаковатая девушка, встреча с которой зависит от... ну, ее же самой. Жаль только, что вместо того, чтобы больше внимания обратить на эти необычные аспекты, книга ушла вообще в другое русло.

В центре сюжета здесь находится, как я уже сказала, страшная тайна семьи Ариадны. Тайна, о которой не принято говорить. Тайна, о которой никто и не скажет, потому что тогда таинственность будет утеряна аж на 1 главу. И даже после того, как Ариадна убеждается в том, что ее родственницы ведьмы (с первого раза до неё не доходит, естественно), налет мрачности никуда не пропадает, и от этих слегка детских способов автора нагнать страху мне становилось лишь... смешно. Ну правда, хорор должен быть хорором, а не притянутыми за уши истериками героини. К примеру, тетя Норин мрачно посмотрела на Ариадну и загадочно улыбнулась, и у той уже затряслись поджилки – "да, теперь я вижу, что она ВЕДЬМА!" (по логике автора меня с моими мрачными взглядами каждый встречный считает ведьмой). Или вот встречает она призрак сестры с окровавленной рукой – бог мой, как же страшно, закачу-ка очередную истерику, а спустя полчаса полностью забуду об этом происшествии, чтоб читателей совсем уж не пугать, а то ещё копыта случайно отбросят.

Вообщем, и сама книга написана довольно по-детски: тут ни описаний тебе, ни разговоров вменяемых. Но так как герои болтали о чем-то постоянно, то отсутствие описаний чувствовалось более явственно, отчего книга казалась практически неживой: это школа, это дом, это вечеринка, это монстр – вот максимальный уровень детализации, на которую разкошелился автор. Я, конечно, не люблю читать описание леса на 10-ти страницах, но хочется хоть немного осознавать, где происходят события. И это сладкое неведение продолжалось ровно всю книгу, создавая впечатление, что Астерия – не что иное как бумажный городок, который рассыплется от малейшего дуновения ветра, и именно поэтому все в нем выглядит так скучно, что и описать нечего (магический городок, ничего не скажешь).

Следующая громадная проблема – персонажи. Главную героиню лично я всю книгу считала весьма неприятной, и дело не только в имени, которое с трудом можно произнести: Ариадна Монфор-л’Амори – язык сломать можно, правда же? Ее скорбь по отношению к погибшей семье едва заметна и проскальзывает между строк, заинтересованности в тетушках тоже особой не наблюдается, как и желания разузнать о новом городе и школе. Пафосные мысли героини постоянно выводили меня из себя, особенно ее манера слегка, пардон, выпендриваться ("ой, ну пацан неплохой, но стиль ему нужно срочно сменить, уж я-то в этом разбираюсь") и безумная самоуверенность – почему-то девушка убеждена в том, что она, без году неделя ведьма, справится со всем и вся. Умом Ариадна тоже не блещет: не может запомнить название футбольной команды своей школы, теряется в четырех стенах, понятия не имеет о "Нити Ариадны" и Тесее (серьезно, никто за твою жизнь об этом не упоминал, и ты тоже своим именем не интересовалась?) да и о многих общеизвестных вещах тоже:

– Рак?
– Пневмония.
– А от нее умирают?

С точными науками и терминами Ариадна не дружит (хм, кто бы мог подумать), хотя, как по мне, плазмолиз это не что-то запредельное. Но более интересно, почему ученики в Америке в крутой школе, где биология каждый день, исследуют жалкий плазмолиз в клетках кожицы лука, чем в наших школах занимаются классе так в восьмом? К тому же занимает это минут 10 от силы, но тут лабораторная работа длится целых 2 дня (бедные клетки лука – ума не приложу, зачем их так мучить).

Вдобавок героиня страдает то гиперболизированными приступами эмоций (то есть, истерит каждую секунду), то попросту ничего не чувствует. Если автор таким образом решила подчеркнуть, что девушка всё-таки подросток, то нет, подростки так скачкообразно себя не ведут. Привело это лишь к одному – ужасно комканному повествованию, при котором не описывается прошлое Ариадны до злополучной аварии и не объясняются другие очень важные события в жизни девушки, к примеру, почему она так быстро смирилась со своей сущностью и за пару страниц прошла от этапа "ведьма, какой ужас!" до "а принуждение ничё так способность", почему приняла решение служить Дьяволу, когда он ещё даже не начал ее мучать? (и из таких "почему" состоит вся книга, скажу я вам). Она не хотела этого делать, но меняет свое мнение буквально за абзац и идёт рисовать пентаграммы на полу, ибо так решил автор. Таким образом, рост характера и убеждений героини отследить нереально, ведь "что мертво, умереть не может!".

Как только Ариадна приезжает в город, весь мир начинает вращаться вокруг нее. Все бросают свои дела, чтобы за ней понаблюдать, все за ней следят и перешептываются. Я, конечно, все понимаю, у нее загадочные тетушки, но не до такой же степени. Думаю, в городке должен был найтись хоть кто-то, желающий заниматься своими делами, а не Ариадной Как-ее-там. Вдобавок она сразу же находит себе друзей, добивается феноменальных успехов в чирлидинге ("прослушивание? не слышали, вот пусть она будет главной") да ещё и находит с кем пофлиртовать (вы чувствуете силу скорби этой дамочки, правда же?)

К достоинствам же Ариадны можно отнести... эх, таких не было обнаружено (неужто приберегли на вторую часть дилогии?).

Любовный интерес героини или просто кусок мяса Мэтт вызывал лишь очередные приступы смеха, как и само его появление в облике рыцаря, который спасёт несчастную девушку от любого плазмолиза. А от этой фразы у меня в голове и вовсе заиграла песня "О боже, какой мужчина!":

Соглашается Мэтт и удаляет фильтрованной бумагой раствор поваренной соли с предметного стекла.

В целом же линия отношений с Мэттом, создавая целый любовный прямоугольник, типично преувеличена и притянута за уши, но зато её наличие напихало в книгу пафосно-слащавых цитаток и невнятных словесных разборок прямо под завязку (то есть, процентов на 30% самого объёма книги).

История, помимо всего прочего, прямо пестрит ляпами: бумага тут фильтрованная, а не фильтровальная (да как они вообще фильтруют эту бумагу?? я тоже такую хочу), раны исчезают сами по себе и без помощи ведьминой силы, а парень, занимающийся стрельбой из лука, похоже способен наколдовать этот лук прямо из воздуха, но только не в момент опасности, конечно же. Главные так называемые твисты книги я разгадала заранее, а один весомый спойлер встречается прямо в названии главы! Как по мне, это очень даже... недальновидно. Или автор просто не ожидала, что кто-то вообще обратит внимание на оглавление?

А финал-то... Такого пафосного финала я на своей памяти не припомню. Тут у нас весь набор штампов собрался: школьный бал, битва со злом, в которую активно лезут смертные, героиня проявляет невероятные умения во имя любви, стойко терпит любые ранения и изрекает высокопарные речи одна за другой ("я – исключение, и потому меня не победит бессмертная служка Люцифера со своими сильными подружками, а если я и умру, то только в объятиях любимого!"). Во время некоторых моментов у меня в голове звучала тема из "Миссия невыполнима", настолько невероятный план был у героини (ну или из "Деревни дураков", тут уж по ситуации). Впечатление от всей этой вакханалии отрицательное, что, наверное, связано с тем, что мои глаза уже просто устали закатываться, а морщинки на лбу не разгладятся, похоже, уже никогда.

В итоге могу сказать, что ситуация со "Смертельно прекрасной" оказалась очень плачевной, словно книгу перед тем, как отдавать в печать, забыли вычитать. А вторую часть, о существовании которой мне известно, я читать уж точно не возьмусь (лучше уж отдать душу Дьяволу на очень невыгодных условиях).