Больше рецензий

AnkaKriv

Эксперт

с тревожности и прокрастинации...

22 июня 2019 г. 14:41

1K

3.5 "Непонятно."

В школе на уроке литературы нас заставляли писать сочинения на тему «Что же этим произведением хотел сказать писатель». Как же это бесило! Откуда блять я в свои 15 могу знать и, тем более, понимать его чувства, вызванные или депрессией, или безысходностью, или болью неразделенной любви, или муками выбора?!?
Но нас приучили, что у каждой книги есть «важный замысел» автора, как бы основная мысль, котороя идет через все повествование. Сейчас я понимаю, что это необязательное условие для современной книги, но упорно продолжаю его искать))

Так вот, я совершенно не нашла этот самый замысел в романе «Я исповедуюсь» испанского писателя Жауме Кабре. То есть прочитав все 736 страниц, я не могу сказать о чем они. О том, что такое Зло? О безнаказанности Зла? Непонятно.

Это история состоящие из множества (множества-множества) других историй. И все они связаны друг с другом, почти все. Некоторые вызывали искреннее сопереживание, но многие прошли мимо меня.

С первой страницы у меня не задалось с романом. Здесь очень много персонажей, с тяжелыми, как по мне, испанскими (и не только) фамилиями для запоминания. Поэтому я часто не понимала кто есть кто. Это бесило первую половину книги, потом я махнула рукой и смирилась. И тупо продолжала читать, не углубляясь в перипетии романа.
Совет: если у вас такое же тугодумие на имена как у меня, лучше ведите какие-то записи. Писатель периодически будет возвращается к разным героям в разные периоды жизни.

Затем меня начал утомлять стиль написания книги: это такой поток сознания героя, от имени которого мы и читаем произведение. Часто бывало, когда Адриа ведет диалог с Сарой, причем на важную для них тему, что-то выясняют и тут бах! И ты уже читаешь про концлагерь и разговор других героев. И эти переходы никак не выделялись другим шрифтом или хоть абзацем. (Нет, это для тупых. А тут же собрались ценители литературы! Они и так все поймут, правда, через пару абзацев, но поймут же!) Я уже не говорю о том, что герой писал о себе то в третьем лице, то в первом.

И вот дочитав книгу, я не могу описать жанр книги. Вроде бы (но это не точно!) это семейная сага плюс исторический роман. Тут есть и Холокост, и правление Франко, и старинные монастыри и еще куча разных стран в разных столетиях. И в тоже время неизменные темы: отцы-дети, добро-зло, любовь-морковь, любовь-предательства.

И казалось бы, отличная задумка: интересный и увлекательный сюжет (мог бы быть), но реализация, а точнее подача - испортила все впечатление. И дело не в количестве страниц, так как я люблю кирпичи. А в отсутствие психологии героев. Я не понимала мотивы персонажей. Мне не хватило размышлений, философских дилемм. Не было сцен или фраз, которые заставили бы меня задуматься.

Тоже самое касается и главного героя: я не могу описать его. Какой он? Какие черты характера у него? Кроме того, что он умён и имеет зависимость к старинным рукописям, я ничего про него сказать не могу. Он как будто не изменился с детства до самой старости. Да и в целом, персонажи получились картонными. В романе есть фраза:

У тебя нет таланта создавать персонажей, они у тебя - просто имена. Все говорят одинаково, и им самим всем все равно, интересны они мне или нет .

Вот у меня такие же эмоции по отношению к героям «Я исповедуюсь» .

В итоге, получился, как по мне, недоприключенческий роман, где читатель следует за ценной скрипкой сквозь века и недопсихологический роман, который заставляет, что-то осознать и переосмыслить .
Опять же в книге есть фраза:

- Я перечитываю лишь то, что достойно этой чести
- А что этого достойно?
- Способность заворожить читателя. Заставить восхититься умными мыслями, которые есть в книге, или красотой, которая от нее исходит.

Значит, я точно не буду перечитывать, так как меня не заворожило, не восхитилась ни умными мыслями, ни красотой.

Книжный блог КнигомАнки