Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июня 2019 г. 21:37

2K

4.5 Тяжёлый путь сквозь дебри архаики

Если среднестатистического человека спросить о религии, он наверняка начнёт рассказывать нам о христианстве. Ну, быть может, ещё об исламе и иудаизме. После вспомогательных вопросов, скорее всего придёт к язычеству (греческому, римскому, египетскому, славянскому, на худой конец к скандинавскому). На этом и остановится. Религия для него будет некой божественной идеей, своеобразным антагонистом атеизма. Его знания по истории религии, вряд ли нас удивят. Он будет ограничен традицией. Впрочем, как и все мы. Каждый из нас, несомненно, ограничен, но кто-то временно, а кто-то вечно.
Большинство людей слишком ленивы, чтобы докапываться до истины. Порой нам хватает поверхностных знаний. И мы даже гордимся этим. Ведь поверхностным быть удобно. Глубина требует усердия и времени.
Исследования Элиаде не избавят нас от недуга ограниченности. Они не сделают нас специалистами в области религии. Даже наоборот, во время чтения мы можем почувствовать свою ничтожность и ущербность. «История Веры» – не самое простое чтение. Особенно, если браться за него с чистого листа.
Элиаде начинает свой путь с Палеолита. Да, да, именно с него. Он начинает с глубин, взяв в свои руки нити религиозных идей и постепенно поднимается, попутно связывая их между собой, создавая узлы, сплетения, сети.
Палеолит, Мезолит, Неолит... и мы врываемся в Месопотамию. Уже что-то знакомое. Так, и какие же там были боги? Осирис? Нет, это вроде Египет. Пуруша? Нет, тоже что-то не то. Хм, кто же? И нам приходится углубиться в трансцендентные структуры божественных существ.
И хоть читать с чистого листа тяжело, но все же – дико интересно. Новые мифологические сюжеты, новые идеи, новая космогония. Всё это, к тому же, вплетено в исторический дискурс. Короче говоря, чистая потенция новых знаний, только успевай усваивать.
«Египет? Воооот, это я знаю. Сейчас я покажу этому Элиаде, что к чему. Фараон, кошки, Анубис, пффф, и кого ты хочешь этим удивить?», – думает про себя некий заучка.
Но с виду привычная история имеет у Элиаде достаточную глубину. Автор не довольствуется поверхностным повествованиям и погружает нас в идейность, погружает в смыслы, делая нечто до боли знакомое, каким-то иным, неопознанным, тем самым, переворачивая представление о некоторых фактах.
Древнейшая Европа, хеты с ханаанеями и вот мы у знакомой черты. С одной стороны религия Израиля – иудаизм, с другой греки и их язычество. И так как к этому времени я успел прочитать Библию, Танах и большое количество греческой античной литературы, то эти темы были от части поверхностными для меня. Наверное, единственные разделы, которые казались мне неполноценными, упускающими ту или иную информацию. Но! Тем не менее, я выписывал и из них. При всей своей кажущейся сжатости, они давали мне новые знания. Иначе как парадоксом это не назовёшь.
Но стоит только расслабиться, как автор начинает раздел про Индию и вынесет вам все мозги. Откровенно самое нелюбимое моё направление. Тысячи непонятных терминов, непонятная логика, бесконечно повторяющиеся имена, меняющие свои функции и подстраивающиеся под новое течение. Что не убивает, делает нас сильнее. А если не сделает, то хотя бы переродит.
Человек мера всех вещей. И моя оценка этой книги невероятно высока. С моей точки зрения Элиаде написал очень сильную книгу. Она полезна, она информативна, она научна и самое главное, она глобальна. Это точно классика религиоведение.

P.S. Эту книгу нужно прочитать, если вы хотите узнать где и почему скрывается Телепинус? Почему греческая религия такая пессимистичная? Какую религию принять, чтобы её обрядовые действия заключались в употреблении вина и в оргиях?

P.P.S. Главный минус, который я нашёл – это бесконечное употребления термина «нация» по отношению к евреям. Быть может, это дело рук переводчика. Быть может, сам Элиаде стоял на таких позициях. Но лично для меня, употребление такого термина кажется ошибочным, ибо – «народ».