Больше рецензий

18 июня 2019 г. 20:00

5K

5 История о сделке с дьяволом

картинка Ludmila888

Эпиграфом к «Шагреневой коже» стала извилистая чёрная линия, похожая на змею. В контексте романа она напоминает о змее-искусителе из истории Адама и Евы. К теме сделки с дьяволом, суть которой неизменна, обращались многие писатели. В подобных историях герой, испытывающий психическое или духовное расстройство, подвергается искушению, представленному в виде символа зла. В «Шагреневой коже» таким символом стал антиквар из лавки древностей. Он пообещал Рафаэлю, настроенному на самоубийство, чудесное избавление от бед, предупредив, однако, что до него более энергичные люди, посмеявшись над загадочным влиянием талисмана на судьбу, отказывались от аналогичного предложения и не захотели рискнуть заключить договор с неведомой властью, что, кстати, говорит об их человечности и подлинном величии. Герой же соглашается на сделку, принимая шагреневую кожу. Но за всё приходится расплачиваться, в данном случае – какой-либо формой утраты души. Для бальзаковского героя ценой сделки стало душевное страдание в жизни.

Счастье вряд ли может быть достигнуто мгновенным исполнением любого желания. Для его достижения очень важным является результат выбора личностью одной из двух фундаментальных позиций человеческого существования (обладание и бытие), конфликт между которыми и описывается в историях о договоре с дьяволом. Вопрос "Иметь или быть?", наверное, в конечном счёте сводится к вопросу "Что выбрать: страсть к разрушению или любовь к жизни?". От ответа на этот вопрос зависит судьба человека. Жажда обладания и истинное благополучие исключают друг друга. На мой взгляд, главная проблема героя заключается в изначально неверной ценностной ориентации, направленной не на бытие, а на обладание. Антиквар говорил ему: «Ведь в конце концов вы хотели умереть? Ну что ж, ваше самоубийство только отсрочено». Всё же в самом конце романа «Рафаэль пытался укрыться в святилище бытия», но было уже поздно...

«Печальные проблески безжалостной мудрости! Они озаряют уже совершившиеся события, вскрывают наши ошибки, и мы сами тогда ничего не можем простить себе».

Комментарии


Роскошная мысль, кстати, сделать эпиграфом этакий росчерк, в котором всякий видит что-то своё! Обратиться к читателю с язвительным намёком: "а ты случайно не подписывал, сам знаешь, с кем?.."
После этого любой другой эпиграф может быть самым шокирующим или забавным, но абсолютное первое место по оригинальности принадлежит Бальзаку, очевидно:)


Да, полностью согласна. Кстати, и в самом названии романа можно увидеть разные смыслы и игру слов. Ведь по-французски "шагрень" звучит так же, как "печаль, горе, тоска".


Двумя руками "за". Поддерживаю Вашу мысль. Оригинально. И вообще, мне кажется, минимализм...есть в нем эдакая бездна...где можно додумать...да всё. что угодно можно увидеть за этим росчерком, нарочито небрежном, "змеевидном", горизонтально ориентированным, короче - каким угодно. Согласен!


Минимализм - палка о двух концах:) Порой стоишь напротив того или иного "чёрного квадрата" и думаешь: говорит оно со мной или нет? А если нет, кто из нас виноват.
В конце концов, почему моя фантазия должна за художника делать всю работу:))
Однако в этом случае, с Бальзаком (да и с Малевичем), всё в порядке. Не шарлатанство, а вызов:)


Для его достижения очень важным является результат выбора личностью одной из двух фундаментальных позиций человеческого существования (обладание и бытие), конфликт между которыми и описывается в историях о договоре с дьяволом. Вопрос "Иметь или быть?", наверное, в конечном счёте сводится к вопросу "Что выбрать: страсть к разрушению или любовь к жизни?".

Правильно ли я понимаю, что это отсылка к работе "Иметь или быть?" Эриха Фромма?


Да, правильно. Но не только к этой работе Фромма. Например, о счастье он писал в книге «Человек для себя». Хотя сам вопрос «Иметь или быть?», конечно, сразу вызывает ассоциации именно с одноимённой работой. Кроме «Шагреневой кожи», я недавно перечитала и роман «Отец Горио». И в обоих случаях при чтении неизбежно вспоминался Фромм. Мне даже странно, что сам Фромм, насколько я помню, ни в одной из своих работ не обращался к творчеству Бальзака для примеров и анализа.


Не знаю, читал ли он эти романы. А если читал, то мог банально не вспомнить о них (спроси у меня мой любимый фильм, и я обязательно не вспомню какой-нибудь фильм, который произвёл наиболее сильное впечатление), а мог посчитать излишним приводить в пример эти книги Бальзака, так как уже сказал всё, что хотел.


Ну, в том, что он читал Бальзака, я не сомневаюсь. Фромм был очень начитанным и эрудированным человеком. И в своих работах он периодически обращается к литературным произведениям и их героям. Это – Достоевский, Кафка, Гёте, Ибсен, Софокл, Оруэлл, Замятин, Хаксли и многие другие. Например, соратница Фромма по психоаналитической работе Карен Хорни в своей книге по теории неврозов касается творчества Бальзака. А со взглядами Фромма оно очень уж перекликается, как мне кажется. Хотя соглашусь, что всё объять, конечно, невозможно.


Забавно, но я в той или иной мере читал всех этих людей (Достоевский, Кафка, Гёте, Ибсен, Софокл, Оруэлл, Замятин, Хаксли), а Бальзака - нет (точнее, я как-то прочёл пару страниц "Отца Горио", но после забросил).


Ура!!! Я всё-таки задалась целью и быстро нашла обращения Фромма к творчеству Бальзака, на которые при чтении не обратила внимания или просто забыла о них. В «Бегстве от свободы» упоминаются «Страдания изобретателя» Бальзака, а в работе «Человек для себя» – «Утраченные иллюзии».

А вот прекрасная цитата из книги «Иметь или быть»:

«Если же мы возьмем, к примеру, роман Бальзака, то его чтение может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание, если оно происходит в модусе бытия. Между тем даже такие книги в наше время люди часто читают по принципу потребления (то есть в модусе обладания). Как только любопытство читателя-потребителя возбуждено, его охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или ей удастся устоять, он хочет знать ответы на все вопросы. Сам роман в этом случае играет лишь роль прелюдии, «счастливый» или «несчастный» финал – это кульминационный момент переживаний читателя. Узнав конец, он ощущает радость обладания всей историей, которая становится для него почти столь же реальной, как если бы она жила в его собственной голове. Однако от такого чтения его знания не стали шире: действующие лица романа остались далеки, их мотивы непонятны, и потому читателю не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать себя».

Если бы не Ваши комментарии, то я и не искала бы ничего. Так что спасибо Вам!


Ну, мой вклад был, прямо скажем, незначительным.


Порадовали Вы меня своей цитатой, ведь, получается, что я всё-таки читаю книги в модусе бытия, а не обладания - мне суть происходящего внутри героя всегда важнее, нежели фабула. Но это касаемо художественной литературы, нон-фикшн по определению читается ради обладания информацией.


А я ещё в какой-то из своих рецензий писала, что сюжет для меня вторичен, а первично его обрамление. В приведенной цитате речь и идёт именно о художественной литературе. Но сам Фромм вот что пишет дальше:

«Все вышесказанное относится и к философским или историческим сочинениям. Способ чтения книг по философии или истории формируется в ходе воспитания. Школа старается передать каждому учащемуся некоторую сумму знаний о «культурных ценностях», и в конце обучения выпускник получает аттестат, удостоверяющий, что он «овладел» каким-то минимумом этих образцов культуры. Поэтому школьников и студентов учат читать книгу так, чтобы они могли запомнить и повторить основные идеи автора. Именно в этом духе и на этот манер студент «знает» Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозу, Лейбница, Канта и т. д., вплоть до Хайдеггера и Сартра.

Различные степени обучения от средней до высшей школы отличаются друг от друга лишь количеством сообщенного материала (можно сравнить эти данные с количеством материального имущества, которым в будущем будет владеть наш ученик). Выдающимся считается такой ученик, который наиболее точно может повторить, что сказал каждый философ в отдельности. Он похож на хорошо подкованного музейного экскурсовода. А вот тому, что выходит за рамки этого склада знаний, его не учат. Его не учат сомневаться в позиции того или иного философа, беседовать с ним, улавливать моменты, в которых он сам себе противоречит, обращать внимание на то, что он обходит молчанием определенные проблемы, многих тем и вовсе не касается; он не умеет отличать подлинные взгляды автора от тех, которые ему навязаны его эпохой, не может определить настоящий вклад того или иного автора (то новое, что он внес в науку); он не чувствует, когда автор говорит с ним по велению разума, а когда подключает всего себя – и сердце, и мозг, и душу; он не замечает какой автор самобытен, а какой поверхностен и просто поднялся наверх благодаря обстоятельствам или моде.

Читатель «экзистенциального» толка совсем иной. Он и сам может прийти к выводу, что даже восхваляемая повсюду книга ничего особенного собой не представляет. Он нередко способен уловить в книге больше, чем сам автор, которому в книге все представляется в равной степени важным»
.


Я всегда поражаюсь твоей настойчивостью, целеустремленностью, наблюдательностью, внимательностью и эрудицией!


Спасибо, конечно, но Вы мне льстите, Александр! )))


Да, эта же мысль и мне пришла в голову.


Да, Фромм просто не мог пройти мимо Бальзака. Ведь само-то название "Человеческая комедия", кажется, так? - чего стоит!


После обсуждения «Шагреневой кожи» в группе «Читаем классику вместе» мне хочется здесь добавить пару слов, так как в своём отзыве я рассматриваю роман как историю о сделке с дьяволом.

А душевные муки у любого человека - сколько угодно, и что же, все душепродавцы?

В этих словах (взятых из обсуждений в группе) что-то есть! Пожалуй, с ними стоит даже согласиться, заменив "продажу" на "утрату". И странным это может показаться лишь на первый поверхностный взгляд, но если копнуть глубже, то частицы истины явно просматриваются. Ведь неумение работать с эмоциями приводит к сильным переживаниям и душевным мукам, то есть - в ад. И все мы – в той или иной степени невротики. А если вспомнить о поразительной параллели (прослеживаемой К.Хорни) между темой сделки с дьяволом и невротическим процессом, вызванным самоидеализацией, то всё становится на свои места: личность при душевном расстройстве претендует на безграничную власть и совершенство (идеальное Я), утрачивает свою душу (реальное Я) и мучается в аду ненависти к себе (актуальному Я). Таким образом, договор с представителем злого начала – это метафорическое изложение проблемы невроза, инициированного так называемой погоней за славой (деньгами, властью, могуществом и т.д.), чем как раз и занимался бальзаковский герой, и неизбежно начинающегося с отказа от реального Я (души) ради идеального Я (самого совершенства) с последующими попытками актуализации этого псевдо-Я. Чрезмерная идеализация себя, свойственная как бальзаковскому герою, так и многим людям вообще, приводит к погоне за совершенством и становится похожей на одержимость дьяволом: человека словно поглощает чудовище, им же и созданное.


Людмила, классная рецензия и сложная к тому же!) И перекликания с моей, кстати, не вижу, если не считать тему сделки с дьяволом)

"Иметь или быть?", наверное, в конечном счёте сводится к вопросу "Что выбрать: страсть к разрушению или любовь к жизни?". От ответа на этот вопрос зависит судьба человека. Жажда обладания и истинное благополучие исключают друг друга. На мой взгляд, главная проблема героя заключается в изначально неверной ценностной ориентации, направленной не на бытие, а на обладание.

Да, верно! Ключевой вопрос в этом романе. В погоне за "обладанием" человек теряет саму жизнь, то есть "бытиё". Это, кстати, в старости многие понимают, когда вспоминают свои шальные молодые годы со страстями, а ближе к смерти готовы просто созерцать мир. Видимо, это в природе человека.  И нужно, пока не поздно, периодически одёргивать себя, правильно расставляя ценности. И в этом, мне например, серьёзно помогают вот такие книги..

«Рафаэль пытался укрыться в святилище бытия», но было уже поздно...

Да, кстати, вёл свою недожизнь и готов был даже просто на сон под дозой опиума, вот ведь...

Эпиграфом к «Шагреневой коже» стала извилистая чёрная линия, похожая на змею.

Кстати, вот моя невнимательность :) Даже не обратила внимания на этот эпиграф и твоя рецензия побудила меня открыть книгу, проверить))

Спасибо за интересную рецензию, Людмила, как расшифровку сути))


И нужно, пока не поздно, периодически одёргивать себя, правильно расставляя ценности. И в этом, мне например, серьёзно помогают вот такие книги..

Забыла упомянуть книгу Диккенса "Рождественская история", которая тоже на тему того, что нужно ценить в жизни и во время освобождаться от цепей ненужных. Страшная история, на самом деле. Я не читала, но фильм смотрела ни единожды)


Спасибо за добрый отклик, Татьяна! )

В погоне за "обладанием" человек теряет саму жизнь, то есть "бытиё". Это, кстати, в старости многие понимают

Ой, да многие и к старости ничего не понимают. Вот чтобы далеко не ходить, обратимся к тому же Бальзаку. Его папаша Гранде ("Евгения Гранде") - человек обладательного типа, для которого деньги – это цель, а не средство. Он жил исключительно ради золота и беспокоился не о счастье единственной дочери Евгении, а о целости и сохранности своего жёлтого металла даже после смерти. А печальная участь отца Горио ("Отец Горио"), сделавшего свой жизненный выбор в пользу обладания, тоже основана на его безудержном стремлении к золотому тельцу. Он считал, что за деньги можно купить всё, даже своих дочерей.


Его папаша Гранде ("Евгения Гранде") - человек обладательного типа, для которого деньги – это цель, а не средство.

Хм... Забавно! Дело в том, что я сначала схватила эту книгу в своём собрании сочинений, а потом думаю - неет, надо начать с "Кожи", он ведь более ранний и считается отправным в его творчестве, если я не ошибаюсь. Так что, "Евгения"в планах! Я так понимаю, что ты и её читала? А что в первую очередь прочитать Отца или Евгению?


Я бы посоветовала тебе познакомиться с отцом Горио. На мой взгляд, этот персонаж сложнее и интереснее папаши Гранде.