Больше рецензий

NinaKoshka21

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2019 г. 19:44

4K

5 Жить или не жить.

Да, умеет великий русский писатель Николай Лесков выжать из одного томата бочонок сока. Умеет. Особого впечатления достигается у него описание именно житие-бытие бабы. Простой русской бабы. Непростой русской бабы. Одним словом, любой бабы, барышни, дамы. Такое ощущение, что именно он, Николай, пожил в шкуре, извините, в облике разных женщин и смог почувствовать какое житие уготовано ей от роду. Дикое, зависимое и угнетенное состояние. Даже любая сильная женщина ломается под жерновами обстоятельств и домостроя. Любовь к женщине строится или на основе, всепожирающего хищного инстинкта, или «стерпится – слюбится», или вовсе никак… Просто баба.
Что уж тут рассуждать о какой-то простой бабе, когда дочки богатых людей не имели слова голоса, выдавались по принуждению, в противном случае неповиновения, их жизнь невозможно было описать …
Да, главное чуть не упустила: была наша героиня Настя в ту пору еще и крепостной 17-летней девушкой. И как понятно вариантов у нее особых-то и не было. Замуж… А за богатого, но гугнявого не пожелала бы ни одна девушка, ни одна баба… Гугнявый по Лескову гундосый, не от мира сего. В общем, бабы понимали, какого придурка может получить в мужья молодая пригожая девушка из-за жадности своего старшего братца. Может и получила. Кто с ней-то церемониться бы стал? А бабы то там все же жили бедовые, разухабистые. И поучали-то ее как весело и вольготно можно жить после свадьбы, и не с мужем вовсе.
Одним словом, кто кого перебодает…
Но Настя оказалась не из бедового и разухабистого клана женского.
Она жаждала любви, верила в любовь и не могла принять гугнявого, хоть и богатого мужа. Бегала она от него как черт от ладана. Как ночь, то у нее лихорадка, то живот болит, то … причины разные найдутся, чтобы гугнявого избежать… А что делать? Неизбежность неизбежнее, чем сама неизбежность. И понемногу стала Настя сходить с ума. Начались припадки, стали поговаривать, что в нее бес вселился. И каждый день все хуже и хуже молодой девушке. И нет тому лечения. Загубленная душа не ищет спасения, а улетает. Так и у Насти случилось. Но все, же познала она любовь. Страстную, невозможную. Погибельную.
Все так и произошло. Была любовь. Любовь была, и дитя от него понесла Настя. Но короткий бабий век. Совсем короткий, на самом краешке души держится, а коль ушла душа допрешь, и того века нет. Все.

Комментарии


Вот у меня никогда так не получается, деликатно по кромке стиля писателя, пройтись в рецензии, сохранив тон.
Ярко и образно. Здорово, Нин.
Про "краешек души" понравилось. Да, грустно жилось тогда женщинам, и с ума сходили не только крестьянки. Да и сейчас бывает всякое..
Нина, не читала у Чехова - Бабы? Сильнейший рассказ, думаю, навеянный во многом Лесковым.

Вспомнился стих

Шла по улице девушка. Плакала.
Голубые глаза вытирала.
Мне понятно — кого потеряла.

Дорогие прохожие! Что же вы
проскользнули с сухими глазами?
Или вы не теряете сами?

Почему ж вы не плачете? Прячете
свои слезы, как прячут березы
горький сок под корою в морозы?..


У Лескова весьма специфический язык, но именно он, на мой взгляд, придает его произведениям архаическую новизну. За язык его ругали критики его века. Но он писал так как чувствовал. И правильно делал. И тем не менее, именно простонародная стилистика языка "отпугивала" от его творчества аристократов.
Саша, спасибо что отнесся к "моим" лесковским словам по -доброму.
Чеховских баб не помню. Нужно посмотреть. А за стих особое спасибо !


Вот она, Россия, Которую Мы Потеряли во всей красе своей дикости. А Лесков знал о чем писал - он работал в уголовном суде.


Спасибо за отзыв! Лесков - это действительно не только набивший оскомину "Левша", это мощный, прекрасный писатель. К сожалению, и он, и Мельников-Печерский оказались как-то сбоку от когорты классиков. Это несправедливо. По мне, так Лесков превосходит Тургенева. И вместо декларативных "Отцов и детей" я лучше перечитаю "Леди Макбет" Лескова или "В лесах" и "На горах" Мельникова.


Полностью с вами согласна. Лесков - глубокий писатель, с мощным душевым позывом, и он "не играет в реалити" , как Тургенев, а крушит на своем пути избитые литературные и житейские стереотипы. Жаль, что я еще не добралась до многих его произведений, но планах есть. Мельникова тоже люблю.


У Мельникова, кстати, замечательная "Княжна Тараканова", если не читали, советую.


Читала, но очень давно. С другим восприятием, безусловно, мне ее было очень жаль.