Больше рецензий

10 июня 2019 г. 19:17

2K

4 Она не любила шампанское.

Первые страницы книги вызывали двойственные впечатления. С одной стороны приятно встретить много знакомых лиц – Генрих II, Диана де Пуатье, герцоги Гизы, отец Генриха IV, Мария Стюарт, еще не уехавшая в свою дремучую Шотландию. Эта книгу можно считать отличным дополнением к биографии Марии, написанной Цвейгом. Посмотреть, как она жила, в какой утонченном обществе сияла. Чтобы лучше понять ее дальнейшие поступки.

С другой стороны - увязаешь с самого начала в именах, датах, титулах и родственных связях. Кто в какой осаде участвовал, с какими семьями укреплял связи браком, какой титул в каком году получил. И все поголовно красивы и добродетельны. И хвалит автор высокородных господ за это на полном серьезе. Ага, цветник добродетелей. Бальзак бы оценил такую шутку. Умны и красивы. Природа щедра к знати. Или секрет не в природе, а в изрядном количестве лишних денег. Модные наряды, парики, духи и украшения. Привитые с детства муштрой изящные манеры.

Король усмиряет разногласия добротой и терпением. Верю. Каждому слову. Правда верю! Автор умеет убеждать, что все было именно так, как она рассказывает. И увлекать историей тоже может. Нужно только одолеть начало, чтобы получить приз. И она удивительно точно рисует характеры, мотивы, взаимоотношения. Довольно быстро перестаешь надеяться, что в книге встретиться хотя бы один мерзавец или настоящий праведник и просто наслаждаешься прекрасной историей.

Дополнительным бонусом идут вставные новеллы. Про многолетнюю привязанность короля к Диане де Пуатье. Про королеву Екатерину Медичи. Про последний рыцарский турнир во Франции. Про мать Марии Стюарт и ее связь с Гизами. Обычно Марии Лотарингской уделяют пару строк, а тут так душевно привлекли внимание. Про госпожу де Турнон - единственную особу, чей моральный облик не соответствует ее высокому титулу. Вот и славно, а то я чуть не решила, что они все там белые и пушистые.

А герои в книге далеки от идеала. Они хорошие люди. Но люди. А значит, не властны над своими чувствами. Могут от радости выболтать лишнего. Могут на ровном месте начать ревновать. Испытывают проблемы с доверием. Влюбляются не в тех и не вовремя. Обижаются, злятся, сомневаются. Но стараются как лучше. А получается как всегда.

Принцесса Клевская росла послушной дочерью. Она уважала мать, слушала ее советы и не хотела огорчать ее. Она всеми силами старалась соблюдать все правила. Но вот сердцу не прикажешь. А потом добавились чувство вины перед мужем. Те волнения, что причиняла запретная страсть, отравили радость от возможного союза, когда препятствий не стало. Да и не строится жизнь на одной страсти. Тем более для женщины, у которой добродетель не пустой звук.

Книга удивила и порадовала меня своей глубиной. Интересные персонажи. Нестандартные поступки. И не скажешь, права принцесса Клевская в своем решении или нет. Модели поведения не построить. Слишком много неизвестных, которых не учесть. Может, все так и получилось бы, как она думала. А может стоило рискнуть. Тут уже каждый сам решать должен. Она решила перестраховаться. Воспитание и мамины лекции сделали свое дело.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игр Кот в мешке, Царь горы.

Комментарии


Довольно быстро перестаешь надеяться, что в книге встретиться хотя бы один мерзавец или настоящий праведник и просто наслаждаешься прекрасной историей.

Субъективно мне кажется, что это показатель качественной литературы. Как-то плоско и неубедительно выглядит истории, где есть персонажи как по линейке - ровно плохие или ровно хорошие. Практически все мои любимые персонажи двойственны


Согласна, двойственность необходима. Люди не плохие и не хорошие, они разные. то одной стороной повернутся, то другой. Но встретить такой реализм в романе 17 века я не ожидала)


Ну да, того времени литература ещё не блещет «объемными» персонажами. Рановато)


Представление о том, как следует писать романы, отличалось "слегка" от современного) Но все равно, временами случались "описки". Наблюдательные люди, умеющие делать правильные выводы и прогнозы, всегда были.


И прокладывали путь к целому новому жанру) как Лермонтов с «Героем нашего времени» к полноценному психологическому роману)


пионеры жанра)


Шампанское она точно не любила?) не рисковая она женщина, такие в омут не прыгнут.


не точно. я предположила.


Так понимаю факты в основе подобные же))


Мне в своё время очень понравился фильм "Принцесса Клевская" с Мариной Влади и Жаном Марэ. Не знала, что это экранизация.


Видела на странице книги, еще когда выбирала ее, что есть экранизация. Захотелось посмотреть, очень мне эти актеры нравятся. Но пока читала, решила отложить просмотр. Во время чтения своя картинка сформировалась в голове, не хочется с режиссерской версией мешать) Похожу еще, кайфуя от книги)
А тебе не захотелось книгу прочесть? Сравнить впечатления.


Честно говоря, даже не знаю. Меня тогда очень фильм задел, и осталось какое-то прямо восторженное впечатление. Но если учесть, что смотрела я его чуть ли не в детстве... Боюсь, что просто испорчу всё.


Ну, в принципе, та же ситуация что и у меня. Не важно в каком виде познакомился с историей, она настолько очаровывает, что хочется сохранить впечатления в первозданном виде.


А Принцессу де Монпансье читать и смотреть не планируешь?)
Я когда-то сборник у мадам де Лафайет читала, сейчас понимаю, что рано за него взялась и уже ничего не помню, разве то, что текст показался очень сложным)


А фильм такой же старый как Принцесса Клевская? Не знаю, буду ли смотреть. А Монпансье я уже) у меня тоже сборник, так что не устояла. Текст не сложный, просто предложения строятся чуть более изощренно , чем сейчас) вначале сложно идет, а потом настраиваешься на этот стиль и уже никаких сложностей не замечаешь.


Не, новый, 2010 года) Мне в нем принцесса и де Гиз очень нравятся=)
картинка KatrinBelous картинка KatrinBelous
А я видно не настроилась, заскучала. Надо будет когда-нибудь перечитать, а то рецензии нет и о чем там не помню)


ох какая красота! надо время найти))


Мне кажется, что принцесса просто любила пострадать всласть. Хотя добродетельность ее я не отрицаю. Наверно, такой сюжет пользовался успехом в те времена - у этой писательницы есть целый "бразильский" сериал с нешуточными страстями, там все умирают от любви в прямом и переносном смысле))


Да, если взять хотя бы двух ее принцесс, то наблюдается приверженность одной теме и сюжетные повороты схожи. Но мне все равно понравилось) Особенно, исторический фон. Приятно, для разнообразия, почитать об этом периоде нового автора. А то все Дюма да Дюма)


Да, точно) Мне ее заметки о Генриетте Английской понравились, хотелось почитать что-то про Людовика XIV после Виконта де Бражелона, и вот это было именно то, что нужно, очень интересно было сравнить ее рассказ с тем, что в романе Дюма.


У Дюма драк побольше, да и общий настрой повеселее.


Это точно) И главные герои поживее)


Поэтому он и более известен.
Но он и писал уже лет на сто позже, наверняка и это отразилось.


Да, скорее всего.


Что ж поделать, я тоже шампанское не люблю :))


коварный напиток) доверять нельзя)


Да, это вам не вино, например :)


ага, вино из одуванчиков, например, безобиднейшая вещь)


ты пробовала вино из одуванчиков?)))


только напечатанное на бумаге)


ну вот((а я думала вдруг ты пробовала и мне пришлёшь))))))


тоже не люблю)что вкус не особо,что голова болит после одного бокала,как будто танк переехал))


открываю страшную тайну - я тоже не люблю шампанское)


мы все повязаны страшной тайной)))