Больше рецензий

10 июня 2019 г. 16:50

Лучшее на Лайвлибе

2K

5 Классика - она и на Негритянском острове классика

Вот за что я люблю детективы Агаты Кристи – так это за те чувства неопределённости и безудержного интереса, которые преследуют тебя на протяжении всего произведения. Ты мечешься из стороны в сторону, пытаясь определить, кто тут из всех является рылом-убивакой. Сначала с небольшим сомнением в душе думаешь, что он, а потом уже у себя в голове тыкаешь пальцем в другого со словами «сто процентов, это он убивает! Попался, паскудёныш!». И так твой взгляд прыгает от одного персонажа к другому, и так далее. Но. В других детективах ты можешь в конечном счёте предугадать, а вот в детективах Кристи – хрена с два. Как бы ты ни тужился и не напрягал свои аналитические способности (даже можешь сидеть с блокнотиком и выписывать факты о каждом, подсчитывая проценты) - ни за что не угадаешь, кто же совершал все злодеяния. Сюжет так лихо закручен-заверчен. И казалось бы, запутать-то можно всегда, но ведь некоторые нити точно будут утеряны, и тогда картинка не сложится – вернее сложится, но с натяжкой. Однако Агата Кристи тщательно продумывает все мелочи, аж не придерёшься.

С другой стороны, она сама писала о том, что написание «Десяти негритят» далось ей с трудом, поскольку сама концепция десятерного убийства, донельзя запутанного, но при этом логичного и обосновывающегося, очень сложна для реализации. Во всяком случае, я считаю, что вышло у неё это очень здорово и правдоподобно. Обычный-то сюжет для детектива трудно сляпать, чтобы получилось складно, а такую схему, нашпигованную всякими вкраплениями, хорошо переплетающимися друг с другом, крайне непросто.

Сюжет, конечно, на слуху, и любой школьник примерно знает, о чём написано в книге. На необитаемый остров прибывают десять человек, у которых между собой нет ничего общего. С первого взгляда. Потом выясняется, что каждая из десяти харь приглашена не случайно. Граммофон проигрывает запись – оказывается, все собравшиеся имеют за плечами преступление, за которое они не ответили перед законом. За это их ждёт кара в виде смерти. То бишь десять человек приглашены на казнь в буквальном смысле. Умирают они нелепо. Ну, не то чтобы прям нелепо – по считалочке про умирающих негритят, то есть в том же порядке и той же смертью. Перед этим действом Агата описывает краткую судьбу каждого персонажа.
Герои пытаются выжить изо всех сил и сплочиться. Полагают, что некий мистер Оуэн, пригласивший их на остров, находится где-то поблизости. Ищут его, но тщетно. И дальше начинается круговорот событий – смерть за смертью, переживания, дрязги, подозрения. Люди оскотинились и стали подозревать всех подряд, приготовились рвать глотки ради спасения собственной шкуры. Кристи скальпелем, сворованным у доктора Армстронга, вскрывает все гнойнички их натур. А развязка – фирменная боксёрская двоечка: первый удар – неожиданность, изумление, ступор, как так, меня провели, как лошка, а следующий – осознание того, что всё это просто как три рубля и объяснимо.

Также мне нравится слог Агаты Кристи. Ни одного лишнего слова, ни капли воды. Только действия. И это чертовски круто. Казалось бы, описываются события с холодностью, но всё равно нервничаешь немножко. Вчитываться нужно в каждое предложение, иначе рискуешь пропустить события, которые могут повлиять на понимание текста в дальнейшем. Вот это я понимаю: краткость – сестра таланта.

В общем, прочитал очередной крутой детектив. Даже не знаю, «Убийство в Восточном экспрессе» или «Десять негритят» больше понравилось – и то и другое щ-щ-щикарно. Агата Кристи – поистине королева детективного жанра.

Десять негритят из десяти.

Комментарии


а фильм какой замечательный сняли...Зельдин там судью играет...Агата очень творческий человек, я запланировала прочитать её биографию...мастер детектива, я люблю её язык, её миссис Марпл...мне по душе доказывает мужчинам, что женщина за что не возьмётся, делает это с чисто женским и творческим подходом!