Больше рецензий

9 июня 2019 г. 13:21

3K

5 Иллюзия свободы

Эрих Фромм поставил своей целью ответить на вопрос: “Что побуждает человека в современном обществе все чаще бежать от свободы?”. Написание этой книги было мотивированно шокирующими событиями 40-х годов 20 века, когда миллионы немцев решились полностью отказаться от своей свободы и отдать себя во власть радикальной идеологии нацизма и её предводителя. В то время весь мир был повергнут в шок этими событиями, ведь все это время мы считали, что движемся по пути всю большего обретения независимости и личных свобод. Чтобы разрешить эту проблему и показать нам (да и себе) какие причины могли привести немецкий народ к таким действия и было проведено данное исследование.

Для ответа на этот вопрос автор прослеживает историю освобождения человека сначала от власти природы, а затем от власти господ и церкви. Фромм приходит к выводу, что подобное бегство связано с особенностями обретения наших свобод.

Во-первых, проблема в том, что человек всегда понимал свободу как “свободу от чего-то": рабства, социального слоя, земли, семьи, церкви. Такое понимание свободы побуждало нас стремиться ко всё большей индивидуализации и обретению независимости от своей семьи, своего происхождения, общественного класса. Любую связь мы стали считать ограничителями нашего Я и потому стремились сбросить с себя все оковы и навязанные обязательства. Но у “свободы от” есть и обратная сторона, которая состоит в том, что при постоянном обретении все большей и большей независимости теряется связь с миром и возникает ощущение собственной незначительности в масштабах вселенной. Человек раньше с таким не сталкивался, ведь в древние времена мы были частью природы и образовывали с ней единое целое. Когда мы покинули нашу прародину и началу активно её эксплуатировать, мы заменили один потерянный союз другим – образовали общество. Теперь, отказавшись от родовых и классовых связей, мы ничем их не заменили, т. к. считали, что это помешает нашему освобождению. Все это привело к тому, что мы развивались лишь на половину, совсем позабыв о “свободе для”, т.к. считали её лишь ещё одной формой зависимости. По Фромму “ свобода для” подразумевает развитие личности и собственного потенциала, что является необходимым для формирования новых связей с миром, взамен утраченных.

Во-вторых, проблема свободы связана с развитием капиталистической формы экономики, которая с одной стороны позволила человеку стать более независимым, а с другой сделала его винтиком своего становления. Капитализм сбросил парадигму о власти крови (происхождения) и заменил её на власть денег. Теперь стало не важно кто ты и кем родился, ты мог стать “кем-то”, если добивался успеха в этой системе. Это постепенно делало нас рабами новой системы и внушало всем стремление к одному и тому же, а именно зарабатыванию капитала. Сейчас, все мы являемся участниками бешенной гонки под названием “заработай как можно больше и стань самым крутым”.

Наши обретенные за века свободы никуда не делись, но мы совершенно не умеем ими пользоваться. Мы так долго и упорно стремились к “свободе от” и обретению личной независимости, что совершенно не подумали, а что мы будет делать, когда получим желанное.

Что мы имеем сейчас? Мы зовём себя демократическим обществом, где все равны и свободны, но в действительности имеем систему, которая диктует как нам жить и к чему стремиться. Мы не только стали рабами вещай, но и сами стали вещью, которая имеют свою цену. В нашем мире ты стоишь чего-то, только если обладаешь чем-то полезным для мира. Если ты талантливый программист, то ты можешь набить себе цену и продаться успешной компании, если ты художник, который рисует пейзажи, то ты никому не нужен и ты ничего не стоишь. Наша полезность для системы стала определять наше самоуважение. Отношения между людьми тоже стали вестись по законам рынка; никакой личной привязанности, только “взаимовыгодное сотрудничество”. Капитализм вышел из-под контроля и стал развиваться независимо от нас. Но дадим слово самому автору, ибо никто не скажет лучше него:

Людьми управляют экономические кризисы, безработица, войны. Человек построил свой мир; он построил дома и заводы, производит автомашины и одежду, выращивает хлеб и плоды. Но он отчуждён от продуктов своего труда, он больше не хозяин построенного им мира, наоборот, этот мир, созданный человеком, превратился в хозяина, перед которым человек склоняется, пытаясь его как-то умилостивить или по возможности перехитрить. Своими руками человек сотворил себе бога. Кажется, будто человек действует в соответствии со своими интересами; на самом же деле его целостная личность, со всеми её возможностями, превратилась в орудие, служащее целям машины, которую он построил собственными руками.


Фромм показывает, что в случае Германии “внутренняя чёрная дыра" человека побудила народ примкнуть к движению, которое объединило людей и дало им цель в жизни. Наше общество не лучше. У нас пока нет столь массовых движений, но мы имеем ту же внутреннюю пустоту и потерянность, которую пытаемся заполнять тем, что предлагает нам система (популярность, деньги, вещи) и загоняем себя работой, чтобы не чувствовать всего этого.

Проблемы, поднимаемые в этой книге столько громадные и серьезные, что я не буду даже пытаться дать здесь какое-то заключение. Читайте Фромма, он плохого не скажет.