Больше рецензий

yukari

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июня 2019 г. 02:29

431

3.5

Фантастический роман "Страна вечного лета" финского писателя Хайну Райаниеми - это история, полная упущенных возможностей. Никак не могу смотреть на него иначе. Автор создал действительно любопытный альтернативно-исторический мир.

Мир, в котором мир духов и мир людей сосуществуют рядом друг с другом.
Где борьба за власть разворачивается и в Зимнем управлении, на Земле, и в Летнем управлении - спецслужбе, которая действует в мире духов.
Где смерть перестает быть способом уйти от ответственности.
Где можно заслужить "билет" - пропуск в Страну Вечного Лета, где душа продлит свое существование.
Где развитие медицины почти что остановилось, потому что люди перестали бояться смерти, и думают не о том, как устроить свою жизнь здесь, а о том, как заполучить вожделенный "билет".
Где солдаты и разведчики получают этот самый "билет" по праву службы и потому бесстрашно идут на риск.
Где идеи богостроителей тоже принесли свои плоды, и Советским государством правит Вечно Живой - сверхразум с хитрым прищуром, слиться с которым после смерти - честь для гражданина великой страны.
Где на поля сражений выходят эктоплазменные танки - орудия, черпающие силу из душ убитых.
Где, в конце концов, Герберт Уэллс стал премьер-министром Великобритании.


И всё это богатство автор потратил на написание вполне обычного шпионского романа.

В каком-то смысле мне обидно, что все эти идеи, обладающие таким потенциалом, возможностью поставить перед читателем сущностные, экзистенциальные вопросы, теряются на фоне обычных человеческих разборок и борьбы за власть. Глубокие психологические моменты присутствуют, но их не так уж и много.

Завязка сюжета такова: 1938 год, противостояние Британии и Советов. Рэйчел Уайт, агент Зимнего управления (британской разведки в земном мире) пытается получить информацию от советского агента, который решил предать своих. Она узнает, что в Летнем управлении (британской разведке в мире духов) есть "крот", который сливает информацию Советам. Ей никто не верит - во-первых, она женщина, и, по общему мнению "ее умственные способности ограничены естественным образом", во-вторых, этот самый "крот" связан с премьер-министром и вне подозрений. Она начинает собственное расследование.

Параллельно развивается сюжетная линия Питера Блума из Летнего управления - двойного агента, который перешел на сторону Советов по идейным соображениям, и в данный пытается доказать свою нужность и добыть информацию о старом, но внезапно оказавшемся почему-то важным проекте, погребенную в архивах.

Эти две сюжетные линии будут пересекаться, в тексте немало флэшбеков, раскрывающих предысторию героев, события, которые сформировали их характер. Вроде бы есть повторяющиеся мотивы, которые должны намекать на общий смысл происходящего - например, Блум постоянно возвращается мыслями к "парадоксу лжеца". Но по моему ощущению такие моменты оказались слишком искусственными, будто добавленными в книгу, чтобы сюжет казался более "умным", глубокомысленным.

Поначалу основным полем конфликта становится Испания, в которой в этот период идет гражданская война, но постепенно масштаб событий увеличивается - и к финалу речь заходит о существовании "мира духов" в целом.

Читать/слушать было интересно в основном благодаря продуманным подробностям о том, как устроен мир духов и их жизнь. Четырехмерное пространство. Возможность посещать земной мир в теле медиумов (которым за сдачу тела в аренду деньги платят). Мысленные путешествия. Бессмысленность убийств и пришедшие им на смену "криминальные госпитали", где пленников держат в бессознательном состоянии, чтобы заточить их душу. Тот факт, что духи могут видеть эмоции земных людей - и потому, например, Рэйчел приходится самой убеждать себя в том, что то, что она должна ему сказать, правда - иначе он распознает обман. Или история о том, как героине и после смерти по "эктофону" продолжает раз в неделю названивать ее мать, изводя ее все теми же вопросами и советами, что и при жизни - и никуда от этих советов не деться.
Но сам сюжет не произвел сильного впечатления. Может, дело в том, что он подавался больше через диалоги, чем через события. Может, мне не хватило исторических познаний (судя по примечаниям, реальные прототипы были даже у второстепенных персонажей), и если бы я лучше разбиралась в истории британских спецслужб, мне бы было интереснее. Может, показавшийся мне блеклым финал не создал яркого завершения картины.

Но остается только представлять, каким мог бы быть сюжет, если бы автор не стал ограничиваться "шпионским романом.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех"

Читать на Яндекс.Дзене - о книгах и не только