Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июня 2019 г. 09:25

821

2

В 2012 году, казалось, что читатель навсегда распрощался после почти пятнадцати лет переживаний за "великого русского сыщика" с Эрастом Фандориным в книге "Черный город", где достойный благородный муж уходит из жизни не менее достойно, пусть и оставляя этим глубокую печать грусти. Но проходит буквально пара лет и - вуаля! Эраст Петрович жив и здоров, да вот только в 1903 году, когда и происходят события "технократического детектива", имеющей размер повести и давшей название всему сборнику.
В апреле 1902 года на океанском лайнере "Юниверс" после нескольких дней плавания стало совершенно скучно после знакомства со всеми попутчиками, исчерпывающего знакомства с самим кораблем и его командой, но размеренную жизнь совершенно внезапно нарушил странного вида старикашка с растрепанными торчащими во все стороны седыми волосами, которого пытались догнать двое явно вооруженных людей, а тот резво и безудержно пробежав по палубе, с разбега сиганул в воду и был таков. В это время примерно, уже давно отойдя от государственной службы и не так давно от насыщенной детективной практики, Эраст Фандорин сначала самым скрупулезным образом изучал исторически документы, а затем готовил техническое оснащение для поиска золота, затонувшего вместе с испанскими кораблями близ острова "Аруба". Спустя полгода он вместе со своей несколько увеличенной командой, включающей теперь не только Масу, но и Пита Булля, активно вел поиски по квадратам, тщательно прочесывая морское дно. В это самое время его посещает представитель Скотленд-Ярда и предлагает принять участие в поиске так называемого "Лилейного маньяка". Но утаив по началу многие детали от превосходного сыщика, англичанину скоро приходится об этом пожалеть...
На протяжении всего времени знакомства с романом никак нельзя отделаться от ощущения, что где-то уже это было: и это действительно много, где было, причем у того же Акунина. Тут и спасение, ни много ни мало, целого мира, и царство холодного разума и техники, и злодей с наполеоновскими планами, и, конечно, безусловно святое создание в виде представителя женского пола. Конечно, сама идея целого подводного города при всей своей утопичности весьма оригинальна, однако воспринимается с плохо скрываемой жалостью по отношению автору, поскольку каждое слово пропитано ностальгией по веку даже не прошлому, а позапрошлому, когда в науке и техники было больше романтики, а сами ученые были настоящими поэтами и любовниками своей области знаний, настолько они были погружены в свое дело. И если вчитываться, вооружившись, всеми современными знаниями и накопленным опытом, то можно в пух и прах разнести столь необычную мечту, которая по книге в голову приходит безусловно злодею огромного масштаба, который как самое худшее зло, добром прикидывается.
Естественно, главный герой вновь оказывается на высоте, хотя далеко не сразу и традиционно по определенной схеме: сначала, весьма быстро вникнув в суть дела, достигается определенный успех, открываются новые детали, неожиданное предательство и попадание в ловушку, а потом несколько скомканный больше из простого человеческого везения успех. И это было тоже много раз. Но то ли размер произведения не оставляет должного времени для раскрытия более глубоких чувств и переживаний, то ли они здесь и не планировались, подумаешь, всего-то мир спасать, остается неприятное чувство от всего. Все-таки в решении более личных интимных проблем менее масштабного свойства, которые связывают несколько жертв и преступника, как-то лучше удаются и по решению сюжетному, и по ощущениям оставляемым. Да, и какими-то совершенно неестественными и невероятными кажутся похождения за рубежом русского героя, который при всем своем "чистоплюйстве" и особых отношениях с родным отечеством, органичней, несмотря на любовь к лоску и совершенно дикие для современного ему общества замашки, все-таки органичней выглядит в купеческой Москве и столичном Санкт-Петербурге, на худой конец в поезде или даже в несколько удаленных Баку или Варшаве. Что еще оставляет не самый приятный осадок, так это цель главного героя по получению затонувшего испанского золота: при всей его страсти к приключениям, ну, очень-очень похоже это на воровство, совсем не делающее ему чести.
Понятно, что к написанию книги, вероятно, всего побудила определенная тоска читателей серии книг о Фандорине, которые его помнят по гораздо более сильным и волнительным более ранним частям, в том числе и самой первой "Азазель", и сразу приходящая в голову в следствие складывающихся обстоятельств и упоминающаяся в самой повести - постоянные отсылки к более ранним книгам как раз наталкивают на причину создания сего сборника, по своей сумбурности напоминающего "Нефритовые четки" - не всем удается малый жанр, тут тоже нужно проявить особое умение...

Рекомендуется: для одноразового чтения в пригородном автобусе или электричке.
Опасно: запомнившим более успешные романы данной серии.