Больше рецензий

31 мая 2019 г. 23:16

101

3 Ода Человечности

Только что я осилила почти 1300 электронных страниц биографии. Биографии человека, о котором слышу впервые. Наверное, этого стоило бы стыдиться – типа «Как, ты впервые слышишь о Дитрихе Бонхёффере? Не может быть! Это же великий человек!». Ну в общем, мне почти не стыдно, что я узнала о нём только сейчас. И многие моменты, казалась бы, хорошо известные каждому, мало-мальски знающему историю XX века, мне стали известны тоже только после прочтения этой книги. Точнее, ДО я просто ни разу об этом не задумывалась.

Да, я прочла огромную биографию великой личности. И я понятия не имею, о чём писать в рецензии. Однозначно, это – масштабная книга. Бесспорно, есть над чем подумать и что обсудить. Конечно, теперь я стала ещё чуть более начитанной и просвещенной. Но… есть несколько но – как позитивных, так и не очень.

Почему мне так сложно писать об этой книге? Потому что тема веры и религии – очень сложная и личная для меня. И меня всё-таки восхищают люди, способные так искренне и беззаветно верить во что-то или в кого-то, в кого не удаётся поверить мне. У меня сложные отношения с верой. Мне очень сложно понять, как можно свою жизнь, свои убеждения и принципы основывать на вере во что-то, что мне сложно представить. Я с глубоким уважением отношусь к чувствам этих людей, но мне сложно их разделить. Именно поэтому было сложно принимать и воспринимать большой и важный тематический пласт биографии Дитриха Бонхёффера, всё время читать и воспринимать все его мысли и поступки, все описываемые события с оглядкой на веру и убеждения этого человека.

Видимо, как и союзникам, как и странам-победителям той страшной войны, как и множеству моих соотечественников, для меня была нова и несколько непривычна мысль о том, что не все немцы «плохие». Не то чтобы это стало открытием – просто раньше я об этом не думала. Хотя прекрасно помню рассказы моей бабушки, выросшей в «краю партизан», под Брянском, о том, как немецкие солдаты, жившие в их доме, вполне человечно относились к людям, а один из «фрицев» даже показывал моей бабуле, тогда ещё совсем маленькой девочке с огромными голубыми глазами, фото своей семьи – и угостил её, голодного ребёнка, шоколадной конфетой. Мне кажется, это в принципе очень сложно – видеть в других человека. Осознавать, что врачи, на которых мы привыкли жаловаться, учителя, которых принято ругать, психологи и всяческие наставники, которых мы часто видим чуть ли не сверхлюдьми, и даже жестокие и беспощадные «враги» - все они, как и я, как и ты – всего лишь люди. Люди со своими страхами, заботами, тревогами, желаниями, идеалами и со своими «тараканами». Однако это осознание выводит на другой уровень, что ли. Типа «+5 к толерантности» или «+10 к эмпатии»…

В общем, да, немцы в самом пекле нацистской идеологии – тоже люди. И эта борьба с режимом, с психически нездоровым человеком (или людьми, если рассматривать всё происходившее как систему и действия группы людей), вершившим судьбы миллионов, давалась им очень непросто. С этой точки зрения Дитрих Бонхёффер кажется мне невероятно сильным и смелым человеком. Ведь перед ним, помимо проблем Сопротивления и страха за безопасность семьи, стояли ещё нравственные и религиозные дилеммы. Конечно, без труда можно придраться к его слабостям и недостаткам, найти спорные моменты в его биографии – курил, медитировал, неоднозначно трактовал некоторые вещи. Но тут я делаю скидку на то, что он хоть и стремился быть идеальным сверхчеловеком – сверхчеловеком именно в значении лучшей версии себя, а не в том извращённом смысле, который часто вкладывают в это слово – всё же по своей природе оставался обычным земным человеком. Хоть и, пожалуй, лучше, чем многие другие.

Я не знаю, как оценивать эту книгу. Как биографию? Как нонфикшн? Как попытку сопричастности судьбе одного из «вершителей истории»? Как кладезь тем для рассуждения и размышления? Потому, наверное, я и не могу в полной мере оценить прочитанное по достоинству. Потому и нейтральная оценка. Я не искушена в жанре биографии, мне особо не с чем сравнивать. Однако есть ощущение, что это – далеко не лучший образец жанра. Ещё меня утомляли бесконечные повторы (заметила я за Метаксасом склонность повторять одну и ту же мысль несколько раз за тот отрезок повествования, который посвящен этой мысли) и некий, на мой взгляд, искусственно растянутый объём книги. Язык повествования при этом довольно лёгкий, но несколько занудный. К плюсам данной биографии я бы отнесла автора, отсутствующего в рамках текста – Метаксас, по-моему, был где-то вне того, о чём пишет. Чувствуется увлечённость автора личностью Бонхёффера, восхищение им – но, меж тем, книга получилась в целом беспристрастной и именно о человеке, а не об отношении писателя к нему.

Больше всего я боялась, что будет нудно (в связи с теологическими мотивами биографии) и что в изобилии будут рассказывать об ужасах того страшного исторического периода. Отдам должное автору – страхи мои оказались напрасными. Религиозность Метаксас приподнёс, на мой взгляд, довольно деликатно. А ужасы войны в подробностях всплыли только ближе к концу повествования – и то мне показались эти вставки несколько притянутыми, будто бы автор добавил их «потому что так положено» - вроде какая ж книга о войне без описаний зверств в концлагерях.

В целом добротно, монументально, вызывает уважение, заставляет задуматься. Однако не самое увлекательное и высококачественное чтение, как по мне. Несколько затянуто и нудновато. Но не лишено смысла и вполне читабельно. Рекомендовала бы к прочтению тем, кто интересуется темой, но при этом не искушен в ней и спокойно воспринимает религиозные вопросы. Есть шансы получить удовольствие у увлекающихся и склонных к романтизму натур :)