Больше рецензий

31 мая 2019 г. 12:52

559

5

На данный момент лучшая биография ЖЗЛ, которую мне приходилось читать. Написано с любовью, но без нагнетания страстей (как это было в биографии Оруэлла), каждая мысль подтверждается ссылкой на источники. С другой стороны, это настораживает: если в каждом абзаце есть ссылка на источник, то в чем же смысл работы? Все давно написано и изучено. Возможно, подача материала отличается от других биографий Толкина, мне не с чем сравнивать. Для меня достоинство книги в том, как много времени авторы уделили творческой работе Профессора.
Подробно описаны этапы работы Толкина над его книгами, над трудом всей его жизни - Сильмариллионом, начиная с его детского увлечения придумыванием языков и постепенного перерастания увлечения в смысл и работу всей жизни. Сам Толкин на страницах книги предстает живым человеком - особенно благодаря обилию цитат из его писем. Словно звучит его собственный голос. Интересно узнать, каково было отношение автора Хоббита и Властелина колец к собственным произведениям, героям и их приключениям, к реакции читателей и их бесконечным вопросам. В заключительных частях биографии вы найдете краткий пересказ Сильмариллиона - авторы понимают, что не все поклонники ВК смогли осилить этот труд. Я читала С. достаточно давно, мало что понимая, теперь эта книга в ближайших планах.
Кроме личной и духовной жизни Толкина, влияния католицизма на его творчество и, собственно, самого творчества, внимание уделено отношению писателя к произведениям его братьев по перу. Легенды Средиземья создавались не в вакууме, они впитали то, что было дорого Профессору, в том числе и мотивы "Беовульфа". Он создал языки, затем придумал народы, которые могли на них разговаривать, и мир, где эти народы могли бы жить, а затем появились его бессмертные сказки. Вот именно - сказки, не аллегории, не притчи, именно сказки Толкин считал главным в литературе и тем, что дает индивидуальность народам и землям. И пусть он не вкладывал в них сложные смыслы и высокие цели, но сложными и высокими были его стиль и манера работы. Не удивительно, что он довольно строго судил и чужие произведения, и свои собственные, никогда не переставая обдумывать и переписывать свой "Сильмариллион"