Больше рецензий

31 мая 2019 г. 06:10

3K

5 Бегство за войной

Пьеса Бертольта Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" была написана в 1939 году и закончена, когда Вторая мировая война уже разразилась. Сам драматург признавал: "Мамаша Кураж" опоздала". Однако у пьесы Брехта вневременное значение, она актуальна и по сей день.

Сюжетно драматическое произведение не очень сложное. Анна Фирлинг, более известная как Мамаша Кураж, получившая это прозвище, "потому что боялась разориться и сквозь пушечный огонь вывезла из Риги пятьдесят ковриг хлеба", а также ее дети, сыновья -- старший Эйлиф и младший Швейцеркас, и дочь -- немая Катрин, колесят по дорогам Тридцатилетней войны в Германии и Польше. Мамаша Кураж -- маркитантка (в армиях тех лет торговка едой, напитками и предметами солдатского обихода). Передвигаются они в фургоне, но коня у них давно уже нет, повозку волокут сыновья Анны. Всю пьесу, то утихая на перемирия, то начинаясь, идет война...

Небольшая справка о Тридцатилетней войне. "Общие потери по разным оценкам колебались от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения Священной Римской империи были опустошены и долгое время оставались безлюдными. На территории Германии от войны, голода и эпидемий погибло около 40 % сельского населения и около трети городского. (...) В затронутых войной областях Мекленбурга, Померании, Пфальца, в частях Вюртемберга и Тюрингии убыль населения значительно превышала 50 %, а местами -- и 70 %", -- говорится в "Википедии".

С тех времен в Германии появилось выражение "шведский напиток" (метод пытки), а также колыбельная для непослушных детей: "Вот придет швед". За войной последовали эпидемии, еще более проредившие население. Отмечались случаи людоедства. Потери среди мужчин были еще выше, уже после войны нередко одни села Германии одалживали у других единственного уцелевшего мужчину -- для целей продолжения рода. Тридцатилетняя война, продолжавшаяся с 1618 по 1648 год, стала для немцев войной архетипической, символом вселенского бедствия. Поэтому неспроста Брехт дал свой пьесе подзаголовок: "Хроника из времен Тридцатилетней войны".

Бертольт Брехт -- известный немецкий драматург, родоначальник "эпического театра". Не будем подробно говорить об этом, сегодня любой пользователь интернета способен за 15 минут ознакомиться как с биографией Брехта, так и с его теорией театра. Отмечу только, что Брехт в пьесе широко применяет свой прием verfremdung -- остранения. В детстве и отрочестве автору этой рецензии пришлось несколько раз посмотреть по ТВ советский фильм "Дороги Анны Фирлинг" (1985) с Людмилой Касаткиной в главной роли. Интересно, что и в кино этот прием работает и сильно действует на зрителя. Но не показывают почему-то в последние годы по российскому ТВ этот фильм...

Более всего Кураж боится что объявят мир, ведь она потеряет свой доход от войны! Как другие люди бегут ОТ войны, Анна Фирлинг бежит ЗА войной. Житейская мудрость при этом ей свойственна вполне. "Если в ход идут высокие добродетели, значит, дело дрянь", -- говорит священнику циничная Кураж.

Кураж поет (а в пьесе Брехта песни персонажей, т. н. зонги, играют особенную роль):

Кому в войне не хватит воли,
Тому победы не видать.
Коль торговать, не все равно ли,
Свинцом иль сыром торговать?

Война забирает у нее обоих сыновей, подавшихся в солдаты, а затем и дочь -- они гибнут, один за другим. Но виновна ли в этом сама Кураж? Это любопытный вопрос.

Бертольт Брехт еще до начала Второй мировой своей пьесой поставил вопрос об ответственности народа за развязывание войны. Ведь Мамаша Кураж -- это народный тип. Она и кормится, и страдает от войны. При этом и марксисты, и либерал-демократы затруднялись (и затрудняются) дать ответ на этот вопрос. Для первых класс пролетариата, составлявший немалую часть населения, свят, для вторых же, как известно, Vox populi vox Dei. При этом немецкий промышленный пролетариат был профитером при подготовке Германии к войне, а широкие народные массы голосованием на выборах привели национал-социалистов к власти. Об этом иносказательно и говорит Брехт.

***

Эй, христиане, тает лед!
Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте, всем пора в поход,
Кто жив и дышит на земле!

В конце пьесы, когда немая Катрин бьет в барабан, чтобы спасти спящий город от врага и гибнет, а затем Кураж поет заключительный зонг, ощущается нечто похожее на мини-катарсис. Более мощное впечатление, видимо, можно получить, смотря театральную постановку вживую. Зонгом Кураж начинается и завершается пьеса.
картинка PorfiryPetrovich

Пьеса прочитана в группе "Драматургия"

Комментарии


1) Придирка, но Мамаша Кураж - представитель мелкой буржуазии, но не пролетариата.
2) Главным виновником войны (если смотреть в политическом, а не экономическом аспекте) логично считать руководство социал- демократической партии Германии, предавшего народ Германии. Это руководство не объединилось с компартией Германии, а убило лидеров германских коммунистов - Р. Люксембург и К. Либкнехта - ещё в 1919 году. Приход к власти нацистов - следствие фундаментального раскола на левом фланге Германии, и вся вина целиком и полностью лежит на социал- демократах. [Оценочное высказывание, гипотеза.]


На все воля Божья! Попущением Господним все вышло, так думаю.


Согласен.


И вот, что еще пришло тут на ум. Пролетариата во времена Мамаши Кураж и Тридцатилетней войны вообще же не было еще. Как практически, и буржуазии. Она (третье сословие) вышла на историческую арену только в 1789 году. Поэтому назовем Анну Фирлинг просто торговкой. В общем, Кураж -- это одна долгая брехтовская метафора.


В основном соглашусь. 30летняяя война и Нидерландская революция - эпоха становления 3 сословия.