Больше рецензий

:-) Алина (Alina_Sladkova)

Эксперт

Пишу от души и делюсь впечатлениями

29 мая 2019 г. 11:07

5K

4 Ах, если бы молодость знала.... Если бы старость могла...

Позвольте в самом начале сделать небольшое отступление. К своему стыду, не знала практически ничего о повести, как о литературном жанре. Восполнила этот пробел и скажу следующее: чётких критериев для определения художественного жанра произведения как «повесть» не существует. Аналогов этого литературного жанра нет в других странах. Соответственно, перевести это понятие на другие языки крайне сложно. Она представляет собой нечто среднее между романом и рассказом, по сравнению с которым в ней значительно больше героев, можно проследить их развитие, да и по объёму она больше. В повести обычно несколько событий, объединённых одним сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.

Решила продолжить наше знакомство с Патриком Зюскиндом, посмотреть на его творчество под новым углом, попыталась увидеть новые грани его таланта. Возможно, не стоило этого делать. И ограничиться лишь самым известным романом «Парфюмер» , о котором рассказала вот здесь. Кто знает? Однако, меня не покидает чувство, что читала всё же не зря.

А теперь, давайте перейдём к книге.

«Повесть о господине Зоммере» — такое произведение, которое нужно просто читать. К нему очень трудно подступиться, чтобы хоть что-нибудь рассказать... Я попробую это сделать. Есть достаточно увесистые, объёмные и пухлые книги, которые называют кирпичами. Это не тот случай... Странная аналогия, но эту книгу, пожалуй, можно назвать вафлей. Да... Она настолько тоненькая. Всего 160 страниц. Присутствовала в нашей университетской программе где-то в 2009. Это было настолько давно, что уже не помнишь о чём книга. А психология, внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания и эмоции — это то, что всегда привлекает. Именно по этой причине она в один прекрасный день появилась на полке.

Я пыталась хоть за что-то зацепиться в этом произведении, найти точку опоры, хоть что-нибудь, вокруг чего можно строить размышление и рассуждение. Прочитала парочку рецензий, чтобы составить хоть какое-то мнение о нём.

Мы видим внутренний мир мальчика-подростка. Он делится с нами событиями своей жизни (посещение уроков музыки и игра на фортепиано, езда на велосипеде, подготовка к свиданию). Они для него очень важны! Мечты! Такие милые. Пусть даже наивные, но добрые, светлые и тёплые как лучи солнца, которые согревают сердце и Душу!

Мечта... Лёгкость! Полёт... Душа! Мир детства!

В эту пору существует одно чудесное преимущество: открытое восприятие! Мы видим мир Душой и Сердцем. И надо стараться сохранить в себе эту способность, очень тонкого восприятия всего того, что нас окружает! Такие качества, как лёгкость, открытость, доверие Миру и непосредственность. Доброту и Свет! Мечтайте всегда и верьте всем Сердцем!

Об этом очень точно сказала Надея Ясминска:

С возрастом мы утрачиваем многие важные качества. И мне кажется, что одно из них — дар быть счастливым просто так. Ловить на крючок маленькие радости и подолгу с восторгом разглядывать их.

Так что если вас вдруг затянуло в солнечное детство — не спешите выныривать. Поплавайте немного в своих воспоминаниях, зажмурив глаза. Вот увидите: позитивный эмоциональный заряд поможет вам удачно завершить все дела.



Как справедливо отметил сам рассказчик, к сожалению, иногда взрослые слишком тяжёлые, чтобы летать!

В этом произведении есть ещё один довольно странный персонаж.

Sommer... Читатель даже не может узнать его настоящее имя. Рассказчик лишь знает, что этот персонаж живет в его деревне и целыми днями, от рассвета до заката ходит по лесам, полям, соседним деревням. Все в деревне знали господина Зоммера, потому что он всегда был в пути… Не было дня в году, когда господин Зоммер сидел дома. Он всегда был на ногах. Он говорит свою единственную фразу за всю повесть, которая является в ней наиболее важной:

Ах, да оставьте же меня наконец в покое!


Покой… Был ли он у него? Мне кажется, что простой человек, живущий стабильной и спокойной жизнью, не стал бы изо дня в день совершать пешие прогулки в одиночку, преодолевая гигантские расстояния. Так что же было не так с господином Зоммером? У него была жена, которая работала, они жили в собственном доме. Как-то мать поведала рассказчику, что у господина Зоммера — клаустрофобия (то есть боязнь замкнутого пространства), и до какого-то времени мальчик пытался объяснить странное поведение загадочного господина Зоммера именно этим. Он делает вывод, что клаустрофобия — «охота гулять», и господин Зоммер гуляет в своё удовольствие.

Господин Зоммер пытается от чего-то убежать. От чего же? От смерти? Скуки? Одиночества? Этого понять невозможно. Его единственная фраза — это просьба, просьба дать ему побыть в одиночестве, просьба дать возможность прожить жизнь по-своему. Иногда это даже хорошо... Но... Господин Зоммер настолько безлик и сер, что его не замечают. О нём практически ничего толком и неизвестно... Грустно и печально... Чувство ненужности ужасно!

Кто же он такой? Для меня этот образ является метафорой. Это абсолютно точно. Образ Времени, Жизни, Постоянного Движения.

Господин Зоммер — это и образ одиночества, и символ взрослой жизни с её суетой и вечной спешкой, и образ мизантропа, который бежит «от всех», символ уходящего времени. Его видели так часто, что перестали замечать как слишком знакомую деталь ландшафта… Он и есть Время как таковое, движущееся независимо ни от чего вперёд
, в никуда, но составляющее опорные точки жизни подростка. Встречаясь с господином Зоммером наш рассказчик поднимается всё дальше по ступеням детства к взрослой жизни. Таким образом, детство закончилось тогда, когда господин Зоммер вдруг пропал.

Если обратимся к его портретному описанию, то увидим следующее: странный, худой, женат, детей нет, гости не приходят, только и занимался тем, что ходил много километров, гости не приходили к ним. С собой только палка (точнее, посох) и рюкзак с бутербродом и плащом на случай дождя. Точный возраст не известен. Сюда добавляется клаустрофобия , то есть боязнь замкнутых пространств (по версии взрослых), в чём её точная причина неизвестна... Может быть её и вовсе не было. Странно разговаривал, возможно перенёс инсульт... Кто знает???

Да оставьте же вы меня наконец в покое! На мой взгляд, эта фраза от противного, то есть человек может её говорить в качестве защиты, а чувствует совершенно другое... Этакий крик о помощи! Как же важно услышать, протянуть руку понимать необходимость личного жизненного пространства для развития, уважать других людей, замечать их и помогать! Не быть равнодушными!

Зацепили размышления мальчика на тему того, что может быть Зоммеру просто нужно и нравится ходить, как ему самому лазать по деревьям... И нет никакой клаустрофобии... Кстати, момент её наличия (или отсутствия) обсуждался дома за столом... Таким образом показано, насколько важно то, что родители говорят своим детям. Пересечение двух героев отнюдь не случайно, ведь молодость и старость неразрывно связаны друг с другом.

Это то, что поняла я. Не знаю, что ещё сказать...

Порылась в интернете, нашла тех, кто копнул глубже... Вот что вышло:

Кто же такой господин Зоммер? Одним из интересных эпизодов повести является подробное описание подготовки главного героя к прогулке с девочкой из его класса. Рассказчик всё распланировал, составил точный список мест, которые он собирался показать, и вдруг она ответила ему, что не сможет пойти. После этого мальчик медленно пошёл домой, расстроенный и убитый собственной неудачей. Для него «пейзаж словно окаменел». Ничто в мире не двигалось. Ничто, кроме «точечки», которая перемещалась вдоль опушки леса. Главный герой сразу понял, кто это. Он лишь увидел вдали господина Зоммера, но всё равно почувствовал себя по-другому. Для него весь мир замер, всё было серым и однообразным. Но эта «точечка» всё-таки двигалась. Может быть, она дала ему понять, что даже в печальных и грустных днях есть маленькие лучики света, которые, несмотря ни на что, двигаются и заставляют отчасти забыть о своих проблемах. Ведь движение — это жизнь.

Следующая встреча с господином Зоммером, которая имела решающее значения для главного героя, произошла в тот день, когда ему казалось, что всё было против него:

Весь мир есть не что иное, как сплошная, несправедливая, злобная, коварная подлость. И виноваты в этой подлости другие. А именно все. Все без исключений.

У рассказчика были неприятности и с родителями, и с братом, с соседской собакой, с его учительницей по музыке — барышней Функель, да и вообще со всеми людьми. Такие моменты бывают в жизни каждого человека. Тебе одиноко, тебе кажется, что все настроены против тебя, и ты не можешь ничего с этим поделать. Главное — это стараться искать во всём светлые стороны, их ведь не может не быть. И даже если человеку кажется, что всё плохо, может быть, большинство неприятностей придумывает он сам? Может быть, на самом деле всё не так? Каждый в течение своей жизни по множеству раз проходит через такие ситуации, и они учат нас чему-то.

Смерть… Боялся ли её господин Зоммер? Я считаю, что нет, и бежал он вовсе не от неё. Этот человек был ужасно одинок, и в этом его главная беда. Это и есть одна из главных проблем, которую автор хотел нам показать. Проблема человеческого одиночества. Каждый человек имеет право сам строить свою жизнь и идти по своему пути, независимо от мнения окружающих. Никто не может осуждать его, вмешиваться в его личную жизнь. Все мы имеем право побыть наедине с собой.

Создавая образ господина Зоммера, автор сосредоточил своё внимание на его постоянных блужданиях. Какова же была цель этих постоянных хождений? Поиск уединения или всё же бегство от смерти, а может, и вовсе лишь особая форма клаустрофобии, на которой так настаивала мать главного героя? Думаю, у каждого свои ответы на этот вопрос.

Зюскинд снова и снова обращается к теме движения. Так как пространство и время есть форма изменения, связи и взаимодействия материи, где движение — единственный способ существования материи, следовательно, взаимосвязь пространства и движения очевидна. Сама игра на фортепиано наполнена движением пальцев по клавишам и нот в потоке музыки. Это наталкивает нас на мысль о господине Зоммере и о его незримом присутствии в жизни мальчика.

На этом у меня всё! В целом книга хороша, но как ни странно, советовать Вам прочитать её я не буду. Выбор за Вами!

картинка Alina_Sladkova

Книга прочитана в рамках 52 тура игры "Книжная полка".

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее