Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 мая 2019 г. 12:46

2K

4.5 Частично марсианские хроники

В сборнике собраны относительно ранние рассказы Брэдбери, написанные в 1946-1951 годах. Это воторой сборник рассказов после "Тёмного карнавала", если не учитывать изданные в 1950 году "Марсианские хроники", которые, хотя и имеют статус романа, на самом деле тоже представляют из себя сборник рассказов, объединенный общей темой и несколькими героями, появляющимися или упоминаемыми в некоторых главах (рассказах) произведения.

"Человек в картинках" в некоторой степени примыкает к "Марсианским хроникам" потому что в этом сборнике также несколько рассказов посвящены Марсу. Так рассказ "Другие времена" по сути является продолжением "Высоко в небеса" из "Хроник", где продолжается тема бегства чернокожих из благословенной Америки на Марс.

Красной планете посвящены и "Пришелец", в котором поднимается тема собственности на источник интеллектуальной пищи в условиях жесткого дефицита, и "Бетономешалка" и "Урочный час", где рассматриваются разные аспекты возможной войны миров по Уэллсу, то есть, вторжение марсиан на Землю. "Огненные шары" поднимают тему многообразия форм разумных созданий и религиозного сознания у них. Опять же "Изгнанники", в котором на Марсе скрываются авторы запрещенной на Земле литературы, здесь предвосхищаются проблемы, которые будут подняты автором в романе "451 градус по Фаренгейту". Эти вещи вполне могли быть включены в "Марсианские хроники".

Но вот в рассказе "Нескончаемый дождь" действие переносится уже на Венеру, в "Городе" , "То ли день, то ли утро" и "Человеке" оно вообще вынесено в далекий космос за пределы Солнечной системы.

Но название сборника "Человек в картинках" говорит о его некой калейдоскопичности, кстати, один из рассказов, действие которого тоже происходит в космосе, так и называется "Калейдоскоп". Но самые яркие м удачные рассказы посвящены глобальным проблемам человечества. Очень сильное впечатление производят "Вельд" и "Корпорация "Марионетки"", в которых рассматриваются отношения человека с искусственным разумом. "Космонавт", "Ракета" и "Завтра конец света" - потрясающие психологические зарисовки. А вот "Кошки-мышки" касаются насущной темы научной фантастики - перемещения во времени.

Ну, и, конечно же рассказ, давший свое имя сборнику, в котором человек представлен носителем множества различных миров - миры находятся внутри человека, а не вне его. К теме "человека в картинках" Брэдбери возвращается и в эпилоге, разумно предполагая, что от своих картинок - миров, то есть, от себя никуда не убежать.