Больше рецензий

27 мая 2019 г. 16:29

12K

1 непопулярное мнение:)

"Тонкое искусство пофигизма" - это удивительно бесполезный текст о полезных вещах.
Марк Мэнсон, как истинный американец, пишущий для американцев, выбрал формой своего откровения о жизни непринуждённый монолог. Разговорная речь, панибратство (а в оригинале и слово на F)) всё это должно нас сблизить с автором, чтобы он нам рассказал "просто и доступно о самых сложных вещах".
На деле у меня было ощущение, что ко мне за столик в кафе внезапно присел полузнакомый чувак и начал с горящими глазами болтать о том, что он понял наконец-то все тайны счастливого существования. А я слушаю эти "откровения" и думаю: "Боже, тебе понадобилось дожить до тридцатника, что бы понять все эти очевидные вещи? И ведь ты реально думаешь, что никто кроме тебя этого всего не понимает?".

Книга разбита на небольшие главы, в начале которых высказывается определённый тезис, доказываемый потом историями из жизни разных известных людей и, конечно же, самого автора.
К сожалению, у Марка довольно плохо с причинно-следственными связями, и поэтому те примеры, которые он приводит обычно не очень понятно иллюстрируют основную идею...

Я вообще прихожу к выводу, что Марк не слишком-то хорошо умеет формулировать свои мысли.
Например, у него много уделено вопросу ответственности человека за свою жизнь, поступки и прочее.
И в главе "Реакция на трагедию" он сначала говорит о том, что если люди ещё могут признать свою ответственность за неудачи на работе или в личной жизни, то в трагических ситуациях мало кто эту ответственность признаёт. если честно,то для меня так и осталось загадкой, что же конкретно имеется в виду. Я могу делать предположения, но это уже мои собственные мысли.

Но как быть с подлинно ужасными событиями? Многих людей можно уговорить взять на себя ответственности за то, что у них проблемы на работе или из-за того, что они сидят перед телевизором, когда должны играть с детьми или работать. Но когда дело доходит до серьезных трагедий, они не хотят и слышать об ответственности. И это понятно. Некоторые вещи слишком болезненны, чтобы говорить об ответственности.

Далее он рассуждает о том, что, конечно, если на вас напали, вы не виноваты. Но на вас лежит ответственность за серьёзный выбор: дать отпор? замереть от ужаса? позвонить в полицию? забыть о случившимся? В любом случае любой выбор - это ваша ответственность.
Мало того, что он тут мешает реакцию на ситуацию и действия человека после ситуации в одну кучу, так ещё почему-то использует здесь термин ответственность...
И совсем несложно после таких слов прийти к выводу, что ты ВСЕГДА ВИНОВАТ. Чтобы ты не сделал, ТЫ ВИНОВАТ. Тебе плохо после случившегося? Ты виноват! Потому что ты сам ВЫБИРАЕШЬ это душевное состояние!
То есть мысль о том, что человек может изменить ситуацию, что это он ею управляет, а не она им, здесь искажена донельзя...
В качестве подтверждения своей идеи, Марк приводит историю о пакистанской девочке по имени Малала Юсуфзай, которая однажды проснулась в стране, захваченной талибами. Являясь женщиной она тут же лишилась всех прав, так как талибы, как известно, женщин людьми не считают. Но несмотря на ужасную опасность, она продолжила посещать уроки. Говорила, что Талибан не смеет отнимать у неё права на образование. В 2012 году в школьный автобус, в котором она ехала, ворвался боевик и потребовал, что бы та, кого зовут Малала встала, иначе он убьёт всех. Девочка встала и получила выстрел в лицо. Она чудом выжила.
Её смогли переправить в Великобританию, где она поправилась и продолжила свою правозащитную деятельность. История этой героической девушки очень интересна и достойна отдельного разговора.
Автор пишет:

Создается впечатление, что выстрел в лицо лишь укрепил ее мужество и помог быть услышанной. А ведь так легко было поднять лапки кверху и сказать: «Я ничего не могу сделать». Или: «У меня нет выбора». Парадоксальным образом, это тоже было бы выбором. Но она выбрала противоположное.

Это тот вывод, который ты, Марк, сделал? Это тот вывод, который надо сделать мне? Это пример положительного выбора? В какой из трагических ситуаций мне нужно так поступать?
Или это просто потрясающий воображение пример того, что живущий человек постоянно ДЕЛАЕТ ВЫБОР? А почему для этого нужна была история пакистанской девочки, жившей в аду? Для красного словца? Разве не достаточно было бы для этого описать как в кофейне покупатели выбирают латте или капучино, а может, вообще, чай?
Но самое смешное, что сразу же после истории про Малалу, он пишет о том, как в его блоге под постом с этими вот размышлениями, мужчина оставил рассерженный комментарий.

Один мужчина оставил коммент. Он назвал меня мелким и поверхностным субъектом, который понятия не имеет ни о жизненных проблемах, ни о человеческой ответственности. Он сказал, что его сын недавно погиб в автокатастрофе, а я понятия не имею о настоящей боли. По его словам, только идиот мог возложить на него ответственность за страдания из-за смерти сына.

Сначала Марк расстроился, потому что ведь он ну никак не ожидал такой реакции. Потом он рассердился. Мол, если у меня ребёнок никогда не умирал, я что ж не страдал?? К слову сказать из самой книги выясняется, что Марк в основном страдал от собственной неорганизованности, тупизма, того что приносил в школу наркотики, что его родители развелись без скандала (ах они такие-растакие!) и того, что он относился к женщинам как мудак...кхм-кхм
Но в конце он благородно решил не спорить с отцом, потерявшим ребёнка

А выбор был такой: либо разозлиться на этого человека, полезть в спор и начать выяснять, чья боль мучительнее. (Тут мы оба выглядели бы глупо и нечутко.) Либо поработать над своим терпением, попытаться лучше понять своих читателей, а также не забыть об этом человеке, когда я снова возьмусь писать о боли и травмах. Я избрал второй вариант.

Серьёзно? Ну, вот серьёзно?? Он ведь так и не осознал, что его люди попросту не понимают из-за того, как он формулирует свои мысли... Конечно же мужчина разозлился на его пост. А кто бы на такое не разозлился?

Да, этому человеку выпало намного больше боли, чем большинству людей в жизни. Он не хотел потерять сына, и эта смерть не его вина. Ответственность за то, чтобы справиться с потерей, была совершенно непрошенной и нежеланной. И все-таки она была: ответственность за эмоции, убеждения и поступки. Как реагировать на смерть сына, было его личным выбором. Боль в той или иной форме неизбежна для каждого из нас, но мы можем выбрать, что она значит для нас. Даже заявляя, что у него нет выбора и что он лишь хочет вернуть сына, этот человек делал выбор. Ведь можно было повести себя по-разному, очень по-разному.

по-разному можно себя вести, оказывается... Отлично, Марк! Ты просто открыл нам Америку) Держи пять!))
А лучше перестань неправильно использовать значения слов в своих "посылах". Может, тогда и народ агриться перестанет? Начни, например, со слова "ответственность" относительно боли родителя, потерявшего ребёнка.

Я против того, чтобы преуменьшать и обесценивать проблемы одних людей только потому, что у других проблемы посерьёзнее. И вот это вот неприемлю "Да разве у тебя горе? Тебя ж просто мужик бросил, а вон у Марьи Ивановны ногу отрезали! Вот это горе так горе!"
Однако, когда после рассказа о героической девочке, мне тут же втюхивают на серьёзных щщах в виде параллели историю о переживаниях из-за комментария в блоге и того тяжёлого выбора не сраться с отцом погибшего, который был СДЕЛАН автором, тут уж, извините, но у меня возникают вопросы, а не с ослеплённым ли собственным эгоизмом человеком мы имеем тут дело?

И книга такая вся. Я прочитала ровно половину в положении *рукалицо*, потом подумала, что это, наверное, не для меня всё было писано, а потом я наткнулась на строчку

Скажем, вы делаете выбор прочесть эту книгу. Вы делаете выбор думать об этих понятиях. Вы делаете выбор, принимать или отвергать эти понятия. Возможно, я виноват в том, что вы считаете мои мысли слабыми. Однако за свои выводы несете ответственность сами. Не ваша вина, что я написал эту фразу, но вы отвечаете за свое решение прочитать (или не прочитать) ее.

ум мой просветлел, и я закрыла сей текст безо всяких сожалений)

Резюмируя скажу, что эта книга совсем не для тех, кто ищет решение своих реальных проблем. Марк Мэнсон психолог от слова "никакой". Однако, если вы не против, мимолётно и не углубляясь, получить очередной рассказ об общеизвестных истинах, таких как "чтобы достичь желаемого, придётся потрудиться" и "нельзя сваливать на окружающих вину за все свои проблемы", то можно ознакомиться.
Но я не рекомендую))))

Комментарии


Начав читать, я немного встала в ступор и пошла искать рецензии. Глянув на рейтинг поняла что книга так себе. Автор вы наиболее точно выразили мои мысли.


Жаль, что не увидела ваш отзыв раньше)


Браво! Хоть одна отрезвляющая рецензия среди потока соплей в сахарной пудре.