Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

26 мая 2019 г. 13:08

2K

4.5 Закат культуры африканских племен

Чинуа Ачебе в своем небольшом романе сумел рассказать очень многое. Он нарисовал для читателя яркую и образную картину быта нигерийских племен. А далее - приход миссионеров, принесших с собой новую религию и свои порядки. Несмотря на то, что белый человек вроде бы несет просвещение и закон, всё равно остаёшься на стороне дикарей, так как это целая культура, со своими особенностями, традициями, пусть и жестокими, богами, ритуалами, праздниками. Самобытная культура, которая стирается колонизаторами, насаждающими свою культуру и веру, а также законы своей королевы.

Автор показывает жизнь африканских племен на примере Оконкво - воина и одного из самых уважаемых людей клана. Девять деревень живут, как и любое другое поселение - занимаются земледелием и скотоводством, растят детей, трудятся всеми семьями на своих полях, отмечают праздники и свято чтят традиции и своих богов. Так как боги древние, то и магия своя присутствует. Очень живописно описана сцена, где Нечистый лес является и говорит с духами предков. И это всё существует. Это жизнь и дыхание этой земли, народ которой с ней един. Не зря именно богиню земли более всего почитает народ племени, где родился и вырос Оконкво.

Интересная книга. Не только самой судьбой Оконкво и его соплеменников, сколько описанием культуры и традиций племен, что жили на территории современной Нигерии. Многие законы племен могут показаться слишком жестокими и дикими. Например, рождение близнецов считалось чем-то нечистым, поэтому их уносили в нечистый лес. Или изгнание в случае непредумышленного убийства. Или как нормальное воспитательное явление избиение жён и детей. Но несмотря на эти "ужасы" в традициях этих есть и своя мудрость. Жизнь у племен легкой не назовешь. А какова жизнь, таковы и законы. Люди сморят на природу и её силы, оттуда и черпают свою мудрость и свою силу. Поэтому, когда на эту землю приходят миссионеры, появляется от текста гнетущее чувство какого-то умирания. На твоих глазах гибнет культура. Понятно, что цивилизация - это хорошо. Это закон, это порядок, это более высокие моральные ценности. Но для всех ли? Уже то, какими методами действуют разные пастыри, показываются разные личины этой самой цивилизации: отец Браун, который действовал бережно, через убеждения и компромиссы, и отец Смит, который не испытывал ни малейшего желания считаться с чувствами каких-то дикарей, ведь в вопросах веры не может быть никаких компромиссов. А бескомпромиссность редко когда приводила к чему-то хорошему. Не в таких тонких вопросах. Ещё очень показательным моментом является то, что на сторону белых первыми переходили те, кто считался в своем племени изгоями, те, кто потерял уважение, те, кто считался неудачниками. Вот и бежали к новым богам, пытаясь вымолить себе счастье, но абсолютно не вникая в суть веры. Но именно из них создалась первая новая община. Именно так был вбит клин между соплеменниками. А за миссионерами и власть пришла, чтобы окончательно искоренить старые, дикие устои.

Может показаться, что это тяжелая книга, но нет. Это просто хорошая книга. Чинуа Ачебе рассказал об истории африканского народа, но сделал это без надрыва и нерва, красиво, спокойно, с чувством любви к своей земле и истории её народа. Конец книги трагичен и печален. Но в этом противостоянии и не могло быть иначе, ведь понятно на чьей стороне сила, против которой бессильны и древние боги, и духи рода.

Прочитано в рамках игры "Вокруг света".

Комментарии


Оо) и правда интересно)


Хороша книга.)


Очень интересно рассказала, Наташ)


Спасиб.) Тронула книга.)


Чувствуется)


Вы очень хорошо написали.


Спасибо.)