Больше рецензий
25 мая 2019 г. 19:20
2K
4 Спойлер Житие советского юродивого
РецензияВсё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загородиться человек, чтобы человек был грустен и растерян.
Эту книгу я должна была прочесть давным-давно, ещё во время учёбы на филфаке. Но тогда не получилось, да и не очень-то хотелось, если честно. На днях я начала проходить курс по современной русской литературе на openedu. Разумеется, первая книга в списке — «Москва — Петушки». Читаю и думаю, стоит ли вообще открывать эту книгу сейчас, если не в рамках курса истории литературы?
⠀
Если подойти к тексту поверхностно, то читать там особенно нечего. Главный герой, Венечка — алкаш, просыпается где-то в Москве, в подъезде, плетётся на Курский вокзал, мучается похмельем, покупает целый чемодан выпивки и садится на электричку до Петушков. Там, в Петушках, ждут его любимая женщина и ребёнок. Венечка всю дорогу пьёт, в бреду пропускает нужную остановку и выходит снова в Москве. Там его преследуют четверо неизвестных, гонят к Кремлю, избивают, а затем и убивают в каком-то очередном неизвестном подъезде. История замыкается, и остаётся не ясно, кто же нам её рассказал, если главный герой, он же рассказчик, погибает в последних строках.
Если же копнуть глубже, то обнаруживается, что это практически житийная история о юродивом, унижающем себя в пьянстве, и так ищущем путь к богу. Текст пронизан множеством цитат из Библии, из которых я считала процентов пять. Для литературы советского времени (книга написана в 1969 году) такой насыщенный христианскими аллюзиями текст — нечто совершенно необычное.
⠀
Книга обращается не только к вечным, христианским ценностям, но и к довольно злободневным вещам. В «Москве — Петушках» живо и ярко зафиксирована эпоха, правда, преимущественно в алкогольном аспекте. Не удивительно, что в свое время книга была чуть ли не культовой.
⠀
Автор всеми силами противостоит советской культуре. На уровне языка он играет со штампами советской речи, на уровне смыслов — создаёт героя, противоположного идеалу культуры соцреализма. Вместо всегда готового к подвигу, крепкого и сильного советского гражданина перед нами слабый, униженный, асоциальный юродивый, подражающий Христу.
⠀
Книга удивила меня певучим, афористичным языком. Этот текст так и хочется разобрать на цитаты. Вот, например:
И сказать, почему [я скушен]? Потому что я болен душой, но не подаю вида. Потому что, с тех пор, как помню себя, я только и делаю, что симулирую душевное здоровье, каждый миг, и на это расходую все (все без остатка) и умственные, и физические, и какие угодно силы.
Я не утверждаю, что мне — теперь — история уже известна или что я вплотную к ней подошёл. Вовсе нет. Но я уже на такое расстояние к ней подошёл, с которого её удобнее всего рассмотреть.
Надо чтить, повторяю, потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй...
Итак, есть ли смысл читать «Москву — Петушки» сейчас, через полвека после написания? Мне все ещё сложно ответить. С одной стороны, читать про непрерывные возлияния было противно, с другой — среди алкогольного угара то тут, то там пронзительно вырываются тонкие, красивые фразы, словно очарованные собственными звучанием. Я не жалею, что все-таки прочла эту книгу, но советовать её кому-нибудь не решусь.
-----