Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

21 мая 2019 г. 09:51

486

4.5

Я - человек не религиозный, не люблю книги про Вторую мировую, не слишком жалую жанр биографии и с большим скепсисом отношусь к американскому нон-фикшену (в отличие от американского фикшена), поэтому я была уверена, что эта книга мне не очень понравится. Я думала, что прочитаю ее "сквозь зубы", не особо вникая в происходящее, а потом выброшу из головы с облегчением. Как же я ошибалась. Отличная книга. Более того, книга, которую, как я считаю, нужно популяризировать и советовать всем друзьям и знакомым. Нет, это не лучший образчик жанра, и если есть у меня к этой книге вопросы, то все они будут как раз к автору Эрику Метаксасу. Но эта книга говорит о проблемах столь важных в наше время (в любое время), о проблемах общечеловеческого значения, что не прочитать ее будет большой ошибкой. Эта книга об истории двадцатого века, о самых страшных ее страницах, о роли личности в истории, о прощении, примирении и о бескомпромиссности. Многие скажут, что эта книга еще и о любви к Богу и о христианском пути, но думаю, что если бы даже Дитрих Бонхёффер был человеком неверующим, он поступил бы так же, как поступил.

Личность Дитриха Бонхёффера потрясает свои масштабом и цельностью. Человек из знатной немецкой семьи, обладавший множеством талантов и возможностей, он выбрал для себя карьеру богослова, не самую популярную в то время в его кругу. Казалось бы, что может быть дальше от политики, чем изучение библейских текстов? Но эпоха внесла свои коррективы, и вместо мирных проповедей из уст нашего героя звучали проповеди гневные, обличительные и воинственные. Гневные, потому что гнев - это естественная реакция человека, видящего несправедливость, а несправедливости в Германии Третьего Рейха хватало. Обличительные, потому что к сожалению не все немцы видели тогда, кого они наделили властью, не все понимали, к чему может привести агрессивная политика Гитлера и его партии, и своими проповедями Бонхёффер пытался открыть соотечественникам глаза, пусть и не всегда успешно. Воинственные, потому что философия непротивления злу насилием была Бонхёфферу чужда, он искренне считал, что бездействующий против зла христианин - христианин не истинный. По сути, христианство Бонхёффера - это христианство порядочного человека, который не может безучастно смотреть на страдания ближнего. Его история не может оставить равнодушным, им восхищаешься, ему сопереживаешь, его начинаешь любить.

Но книга Эрика Метаксаса рассказывает не только об удивительном пасторе Дитрихе Бонхёффере, это еще и освещение всем известных событий 1933-1945 годов в необычном и непривычном ракурсе. История третьего Рейха через призму истории раскола лютеранской церкви - такого я еще не читала. Признаюсь, что никогда и не слышала о церковных противостояниях того времени, никогда не задумывалась о проблемах христианства в нацистской Германии, поэтому книга стала для меня неиссякаемым источником информации. Автору очень хорошо удалось совместить личную историю Бонхёффера и его семьи с историей страны и народа, с историей церкви и с фундаментальными нравственными проблемами. Произведение не просто рассказывает нам о неких событиях, оно заставляет задуматься о моральной и религиозной подоплеке.

Немного о структуре книги. Так как Дитрих Бонхёффер - реальный исторический персонаж, то автор не стал скрывать от читателя его судьбу с самого начала. Главный герой погибнет от рук гестаповских палачей, но сначала сыграет значительную роль в крушении режима. Уже зная об этом, мы вернемся в прошлое, в далекий 1906 год, год рождения Дитриха, когда еще существовала Германская империя, а до Первой мировой, Веймарской республики и тем более Третьего рейха были годы и десятилетия. Шаг за шагом мы пройдем вместе с Дитрихом его путь, вначале легкий и усыпанный розами, но приведший его в итоге в концентрационный лагерь Флоссенбюрг. Благодаря подробному повествованию к Бонхёфферу по-настоящему привязываешься, начинаешь смотреть на него, как на реального живого человека, а не страницу из учебника по истории. Также мне очень понравилось то, что Метаксас не сосредоточился на одном Бонхёффере, он рассказал и о его окружении, и о политической ситуации внутри страны, и о тонкостях церковной бюрократии. При этом чувствуется любовь автора к своему герою, его заинтересованность, его погруженность в чужую жизнь. По мне только так и надо писать биографии, когда предмет изысканий становится родным. Что же до минусов... Ах, к концу книги я махнула рукой на эти минусы, настолько меня увлекло повествование. Но буду справедлива: они есть. Во-первых, Метаксас впадает в самый часто встречающийся грех американского нон-фикшена - "повторенье - мать ученья". Одну и ту же мысль можно встретить в эпиграфе к главе, затем в пересказе от автора, а потом уже в прямой цитате одного из действующих лиц. Мне всегда было интересно, делается ли это в соответствии с каким-то американским правилом написания публицистических текстов или просто для увеличения количества страниц. Ну а во-вторых, какое-то бешеное количество тех самых цитат. Их много и они огромны. Это практически половина от всего объема книги. Не спорю, они позволяют лучше проникнуть в суть учения Бонхёффера и понять его как христианина и проповедника, но на мой субъективный взгляд, их можно было подсократить. Пожалуй, на этом мои претензии к произведению Метаксаса заканчиваются.

Подводя итог, хочу сказать, что очень рада, что прочитала эту книгу. Она не только открыла для меня много нового об истории Германии, но и помогла увидеть параллели между вчера и сегодня. Хочется язычески надеяться на реинкарнацию Дитриха Бонхёффера, хоть ему бы это и не понравилось.

Прочитано в рамках Догой прогулки 2019 с командой По бокалам шардонне!, а именно ElenaKapitokhina , Rita389 , DzeraMindzajti

Комментарии


Заинтересовала:) Спасибо,добавила себе


Ура!