Больше рецензий

20 мая 2019 г. 20:18

755

3 Спойлер Спасибо реке и розам, иначе не дочитала бы

Даже не знаю, с чего начать. Книга сама по себе неплохая, есть за что её похвалить. Но на протяжении всего чтения у меня нет-нет, да возникала мысль: «Эх, когда же все это закончится!» Она была не настолько плохой, чтобы бросить чтение, но и не настолько хорошей, чтобы мне захотелось её хоть кому-либо посоветовать. Но давайте по порядку.

Во-первых, будьте внимательны, это не детектив! Да, в аннотации упоминаются слова «смерть» и «полиция», но это абсолютно ничего не значит. При этом детективная линия тут умирает с самого начала, в основном из-за тех товарищей, которые придумывали аннотацию к российскому изданию книги. Понимаете, если совсем по-топорному рассуждать, смерть в детективах бывает двух видов: или жертва умирает в самом начале, и мы узнаем важную информацию о ней постфактум, или же автор сначала чуть-чуть знакомит читателя со всеми героями, а потом убивает одного из них. Когда я прочла про «необъяснимую смерть школьника Гаса Пирса», я инстинктивно предположила, что нас ждет первый вариант жертвы. Иначе почему так легко спалили её имя? Поэтому я очень удивилась, когда персонаж проходил живым, ну, почти неприлично долго.

Конечно, вины автора тут нет. В аннотации на английском (я специально посмотрела), имя жертвы не спалили, поэтому была некая интрига. Все-таки главных героев двое, умереть из них мог любой. Или даже это мог бы быть посторонний человек, а герои вдвоём вели бы неофициальное расследование. Но я-то, к сожалению, уже знала, кого убьют. Так что внезапности не получилось.

Дальше детективная линия, интрига в которой умерла не родившись, просто исчезает. Опрос свидетелей тут почти отсутствует, появляется он лишь раз, ближе к концу, да и пользу приносит относительную, ведь читателю к тому моменту уже все предельно ясно. Анализ результатов экспертизы, осмотр тела? Что тут сказать, наш полицейский все это осуществляет, даже делает какие-то выводы, но какого-то отклика на эту информацию в сюжете можете в первой половине книги не ожидать. И дело даже не в том, что Эйбу мешают начальство и «власть имущие», просто книга в целом не о расследовании. Персонажей здесь гораздо больше волнует сама смерть Гаса и их собственная реакция на это, чем поиск ответов. Поэтому, любители детективов, эта книга не для вас, проходите мимо. Что ж, переходим к «во-вторых».

Во-вторых, будьте внимательны, мистика здесь скорее фон для происходящего, не более. Я читала не так много книг в жанре «магический реализм», честно. Поэтому, скорее всего, я плохо его понимаю, не злитесь на меня, фанаты. Но в тех произведениях, с которыми я знакома, та самая «магия» все-таки как-то влияла на сюжет. Здесь же нет. Здешняя мистика – это все лишь украшение, но зато очень симпатичное. Мистический аромат роз, к которому сильно восприимчивы те, у кого на душе не спокойно, а особо провинившиеся не чувствуют его вовсе. Маленькие серебряные рыбки, которые из ниоткуда появляются в школьном бассейне, речная галька, которой заполняются карманы пальто. Все это действительно красиво и эффектно, согласитесь! Идем дальше.

Теперь мы уяснили, что «Речной король» - это психологический роман, для которого детективная и мистическая составляющая лишь фон. С таким подходом, поверьте, книгу воспринимать гораздо проще. Но вот какое дело. Личность персонажей очень важна для любого жанра. Как я сама люблю говорить, ради ярких личностей можно и на дыры в сюжете глаза закрыть. А уж для психологического романа персонажи – это не просто важно, это «его всё». Вот тут и случилось моё «в-третьих». Что поделать, нашла моя коса на камень Хоффман.

Почти всю первую половину и даже больше, герои и их поступки вызывали у меня лишь недоумение. И дело не только в том, что мы с ними характерами не сходимся от слова совсем. Литература тем и прекрасна, что позволяет читателю увидеть мир от первого лица чужими глазами. Но иногда, во время прочтения «Речного короля», мне казалось, что некоторые поступки героев не сочетаются даже с их собственными характерами. В общем, увы, но я и большая часть персонажей были далеко не на одной волне. К Карлин и Эйбу я прониклась симпатией только ближе к концу (их взаимодействие, пожалуй, одно из самых приятных в книге), к Бетси я осталась полностью равнодушна, а с самого начала зацепила лишь Элен Дэвис. В одном кадре с Элен даже Карлин с Эйбом расцветали новыми красками. Приятный персонаж, с историей, с развитием, при этом понятный, по крайней мере, лично мне. Что касается нашей жертвы, Гас на фоне остальных был довольно живенький и интересный, но, признаюсь честно, я не сильно расстроилась из-за его смерти. Вроде так долго нас автор с ним знакомил, а в душу не запал. Но призрак из него вышел классный. Как я понимаю, речной король из названия – это и есть Гас? Иначе как он рыбок в бассейн телепортировал… Наверное, прозвучит ужасно, но смерть Гаса пошла ему на пользу, с точки зрения моего восприятия его в книге.

Вот кто в «Речном короле» действительно хорош, так это розовый сад и река. Забавно, в недавно прочитанных «Лунных пряхах» Стюарт я плевалась от обилия описаний природы, а здесь наоборот, наслаждалась. Я вам серьезно говорю, река с ее лесистыми берегами, серебристыми созвездиями форели, зеленым свечением и ледяной водой – главная красавица романа.

В итоге, из-за перечисленных выше трех пунктов, книга для меня тянулась очень медленно. Несколько раз у меня появлялось желание пролистать несколько странице (или даже пролистать книгу до самого конца), лишь бы ускорить процесс. Но я мужественно боролась с этими порывами. Спасибо, что хоть счастливым концом мне порадовали.

P.S.: А еще я тут подумала, что из этой книги получился бы отличный фильм. Дать её какому-нибудь творцу, блистательному визионеру, любителю природы и символизма, ускорить сюжет и, вах, получится конфетка!

Комментарии


Фильм уже есть, называется "Смерть на реке" 2005 года.


О как! Спасибо за информацию, интересно будет глянуть))