Больше рецензий

19 мая 2019 г. 22:40

566

4

Вот все же есть разница в описании Второй мировой войны у советских и зарубежных писателей. С эмоциональной точки зрения русская военная проза, на мой взгляд, впечатляет больше, трогает, способствует сопереживанию, наверное, это память предков дает о себе знать, да еще и в мае месяце.
Ричард Йейтс не военный писатель, его книги больше о людях и их судьбах, со своим индивидуальным почерком, манерой повествования. В «Дыхании судьбы» Вторая мировая война – это скорее антураж, но и испытание, возможность для главного героя пройти нужный этап взросления, хотя сами военные действия занимают почти половину этого небольшого романа. Американские солдаты оказываются в Европе ближе к концу войны. Они не знают, где они, куда их заставляют идти, выполнять какие-то нелогичные действия, перебегать, прятаться, сидеть в окопах, потом снова бежать. Все детали обезличены, место не известно, люди, дающие редкий приют, не понятно какой национальности. Иногда враг появляется вдалеке, и это вызывает эйфорию: солдаты увидели хотя бы одного немца, взялись за оружие. А в целом, война проходит под лозунгом: «пусть русские разбираются». И вот ощущение, что все самое главное прошло мимо, не оставляет Бобби и вызывает в нем чувство вины.

Вторая половина книги обращена к отношениям матери и сына, и, пожалуй, это в книге важнее всего прочего. Алиса всю жизнь живет в иллюзии, что когда-то в будущем она состоится как скульптор, у нее будет своя персональная выставка, благодаря которой она прославится, обретет и материальное положение, и статус талантливого мастера. Но год за годом ничего из этого не происходит. Мне хорошо знакомо это состояние, когда страх не получить признания, не реализовать свое призвание, талант одолевает, подчиняет себе. Несмотря на неудачи, провалы, продолжаешь верить, что если не сегодня, то через месяц или год все обязательно получится. К сожалению, не всегда удается справиться или же признать иллюзорность своих амбиций.

Так и Алиса Прентис, не имея никакой реальной возможности воплотить свои мечты о личной выставке, создать по-настоящему гениальные скульптуры, всю энергию направляет на ребенка и превращается в мать, бесконечно обожающую и опекающую своего сына. Роберт Прентис полностью зависит от матери, ограждающей его от чужих людей. Не удивительно, что ему не удается найти друзей, завоевать авторитет среди других солдат. Но в истории Бобби нет безнадежности. В его случае именно война заставляет его взрослеть и учиться принимать свои решения. Вот за этим изменением интереснее всего было проследить в книге.