Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

18 мая 2019 г. 21:38

2K

5 Быть свидетелем.

Быть свидетелем чужих страданий… Очень трудно. Тяжело. Порой невыносимо. Видеть чужую боль, чувствовать ее, запускать себе под кожу. Каждый её гран, каждый дюйм, каждый сантиметр забирать себе. Ощущать на теле следы чужих ран, неумело сшивать рваные края в сердце, вытаскивать из груди чужие обломки чужих стрел. Кто-то мудрый посоветует отстраниться, сопереживать в границах допустимого, отделять своё от чужого. Отключать эмпатию, как выключают свет в комнате. Что ж.
Я не умею. Я пока не знаю, как это делается. Я читаю книгу Стига Ларссона и меня разрывает изнутри. Скручивает в жгуты. Я оказываюсь там, рядом с главной героиней, рядом с жестокостью и безжалостностью. У меня не получается провести границы, меня поглощает... Я оказываюсь свидетелем чужой боли.

Судя по какой-то совершенно фантастической статистике об этой книге знают все (на livelib прочитали книгу 16 495 человек, на goodreads 2 276 795, и это если не брать во внимание хвастливые цифры на обложке). Ее читали столь многие, что рассказывать о завязке и героях кажется бессмысленным. И потом, если не читали, то видели экранизации. Дэниэл Крэйг и Руни Мара. Или Микаэл Нюквист и Нуми Рапас. (мне нравится актер в первом случае, и актриса во втором, жаль такого сочетания нет). Конечно, я тоже о ней слышала, видела в гостях у подруги, наталкивалась на рецензии, которые старательно избегала, боясь спойлеров. Благодаря этому, я была заинтригована, но ничего не знала по существу. Это меня и сгубило.

Надо заметить, это оказалась очень качественная проза. Неспешное повествование в строгой последовательности, такой, чтобы читатель не нашел в себе силы закрыть книгу, пока не дочитает. Продуманная и эффективная стратегия! Настолько, что даже не верится, что «Девушка…» просто литературное произведение. Создается впечатление, что автор строго выверял дозу каждой загадки, манипулируя вниманием читателя. Что-то сверхъестественное. Я никогда не встречала подобного в литературе. И речь не о жгучем и жадном интересе, который вспышкой ослепляет, а о долговременном и устойчивом, таком… словно запрограммированном интересе. Это понравилось. Бесспорно.

А еще это «оказался» триллер. Собственно, я люблю триллеры, во всяком случае в кино. После Рейчел Кейн я уяснила разницу между детективом и триллером в литературе, но я не предполагала, что это очередная проверка на прочность. Не иначе. Со всем этим крепким, отличным, продуманным сюжетом, со всеми этими классными, живыми, настоящими персонажами, с идеальными пропорциями загадок, в этой книге очень много жестокости. И это не просто физические травмы, это тот уровень жестокости, который можно называть грязь, трэш, дно… Ох. Мне сейчас очень тяжело говорить. Для меня это было настолько трудно и тяжело, что я спрятала эти чувства поглубже. И сейчас не в силах описать. Я не ожидала столкнуться с подобным. Я испытываю отторжение и отвращение. Мне больно, потому что я сопереживаю. Мне трудно, потому что, читая, я словно превратилась в свидетеля, который видит, слышит, и ничего не может сделать. Это невероятно тяжело.

Я не знаю, что со мной. Не понимаю, почему в последнее время я не могу читать такие книги. Наверное, я разучилась дистанцироваться. Или какие-то барьеры и механизмы, которыми я раньше защищала свою психику рухнули, и я чувствую то, что раньше себе запрещала. Не знаю. Но читать в таком состоянии Стига Ларссона оказалось невыносимо. И при этом, он так классно написал, что я не могла оторваться. Мазохизм какой-то. Это странная книга и необычный опыт. Не могу сказать наверняка, буду ли я читать вторую и третью часть… Возможно, стоит взять тайм аут.

Отключить эмпатию можно. Только цена слишком высока. Этот рубильник отключит «свет» не только в одной комнате, а во всем здании.

Это рецензия из моего жж