Больше рецензий

16 мая 2019 г. 17:52

2K

5

Оказывается, с творчеством Юлии Друниной я уже была знакома: её стихотворение "Зинка" мы читали и даже учили наизусть в школе. И было сюрпризом столкнуться с ним в этом сборнике. В школе поэзия проходит как-то мимо ушей. Не запоминается ни поэтическая красота стихов, ни даже имя автора. Так что в более осознанном возрасте с поэзией знакомишься как бы заново.
Надо сразу сказать, что моё мнение о творчестве Друниной в целом совпадает с мнением Дмитрия Быкова, изложенном в статье "Юля и Люся" 2019 года. Он высказался в ней настолько хорошо, что лучше у меня уже не получится. Действительно, Друнина - поэт, скажем так, не самого высокого полёта, но дело в том, что настроения её творчества с одной стороны плотно соприкоснулись с настроениями её эпохи. Ей в чём-то повезло: как поэт она жила именно в своём времени. И с этим связан её трагический уход: конец эпохи стал концом жизни. Судьба Друниной меня очаровала, и её стихи пропитаны этим очарованием.
В статье "Юля и Люся" говорится, в первую очередь, о том, насколько тесно творчество и судьба Друниной переплетены с её поэзией. Она рано ушла на войну и морально так и не вернулась с неё. Жизнь имела смысл постольку, поскольку живы и дороги были воспоминания о войне. Когда СССР пал, Юлия Друнина сочла, что пало и то, что было для неё дороже всего - эти самые воспоминания. После знакомства с её творчеством и прочтения статьи Быкова я поняла, что скрывается за таким привычным клише как "советский человек". Таким человеком была Юлия Друнина. И, понятно, что мне советская идеология не близка, а всё-таки судьба этой поэтессы вызвала у меня глубокое уважение и даже восхищение.
Начнём со стихов о войне. Этот раздел понравился мне меньше других, но нельзя не заметить, насколько эти стихи искренние и яркие, очень реалистичные. Вне зависимости от года написания, память в них жива. Именно они оправдывают название сборника - "Память сердца". В статье Быкова, кстати, приведены некоторые эпизоды из военного прошлого Друниной. Весьма чётко отражающие её характер. Поэтому я бы предпочла стихам какую-нибудь обстоятельную биографию. Из этих эпизодов видно, какая она решительная и гордая, но это не пустая гордость и не какое-то горделивое кокетство, а гордость решительной и сильной личности. Вместе с тем история отношений Юлии Друниной и Алексея Каплера открывает нам эту личность с другой стороны - как мягкую и нежную женщину. Стоит только взглянуть на фотографии, которых в сборнике в изобилии, и это сразу обнаруживается. У Юлии Друниной такая деликатная красота, раскрывающаяся всё больше и больше по мере того, как её рассматриваешь.
Именно такой она предстаёт в своей любовной лирике и в цикле, посвящённом Крыму. Любовная лирика довольно сдержанная, ставшая надрывной после смерти Каплера. Вообще, последнее десятилетие после его смерти отражается в творчестве Друниной полнейшим отчаянием, даже криком отчаяния, и это очень тяжело читать. Самая замечательная часть её творчества, крымский цикл, начинает бледнеть; Крым без Каплера уже не приносит облегчения. Крым будто бы служил для Юлии Друниной неким убежищем, в том числе и поэтическим. Там она написала по-настоящему ценные с художественной точки зрения стихотворения. В стихах о крымской природе будто бы живёт частичка этого места, это настоящая художественная зарисовка, как "Руанский собор" Моне: Друнина показывает читателю расцветающий Крым весной, знойный прибрежный пейзаж летом, умиротворённую осеннюю грусть и, наконец, замершую, скованную зимою жизнь. В этих стихах чувствуется любое колебание природы, и Крым Юлии Друниной живёт в них. Для меня описания природы в стихах - это отдельный вид эстетического наслаждения.
Вот в одном я с Быковым не согласна: он утверждает, что Друнина как поэт стоит ненамного выше Асадова, ну разве что в редких случаях своих самых удачных стихов. Для меня же Юлия Друнина - это самый настоящий, в первую очередь искренний поэт, а сравнение с Асадовым тут даже неуместно. Асадов банален до пошлости, в то время как Друнина прекрасна в своей простоте.