Больше рецензий

15 мая 2019 г. 20:00

3K

5 «У Гофмана есть идеал, правда иногда не точно поставленный; но в этом идеале есть чистота, есть красота действительная, истинная, присущая человеку» (Ф.М.Достоевский)

картинка Ludmila888

«Зелёная змея меня любит, потому что у меня наивная душа»

Герой этой философской сказки – романтик-мечтатель, свободно парящий в мире своей фантазии, но не умеющий ступать по земле. Тема мечтательства представлена Гофманом в волшебном блеске и поэтическом очаровании юности. «Блаженство Ансельма есть не что иное, как жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы!».

В начале повествования студент Ансельм изображён обычным молодым обывателем, мечтающим о бутылке двойного пива, полпорции кофе с ромом и прекрасных девушках. Единственное его отличие от других – удивительное невезение, неуклюжесть и неловкость, говорящие о невротичности.

«Быть тебе уж в стекле, в хрустале, быть в стекле!»

В сказке прослеживается противопоставление романтического и обывательского сознаний. Герой оказывается наделённым развитым воображением и особым видением мира, а также чувствительностью к тесным рамкам обыденной жизни. Временно попав в заточение – стеклянную банку, он видит рядом с собой ещё пять человек в подобных склянках, которым кажется, что они свободны и наслаждаются всеми радостями жизни. Совсем недавно Ансельм и сам был таким же, но теперь ему чужда эта компания обывателей, загнанных в своеобразные футляры своим сытым самодовольством, глупостью и пошлостью.

Будучи неудачливым и в любви, Ансельм какое-то время балансирует на грани между реальностью и фантазией, но затем делает выбор в пользу второго варианта. Согласно К.Хорни, одним из выражений общего невротического расстройства личности являются особые затруднения в любви и сексе, по отношению к которым у невротиков действуют некоторые общие тенденции. И одна из них направлена на то, чтобы исключить любовь (а иногда и секс) из реальной жизни, но при этом отвести им выдающееся место в воображении. Любовь тогда становится такой возвышенной и чистой, что любое её реальное осуществление кажется мелким и гадким. Именно такую любовь романтика-мечтателя Гофман талантливо описал в «Золотом горшке».

А Эрих Фромм в «Искусстве любить» показывает часто встречающиеся формы иррациональной, невротической любви. И любовь героя сказки чем-то похожа на одну из форм такой псевдолюбви, а именно – любовь сентиментальную: «Ещё одна форма псевдолюбви – "любовь", которую можно назвать "сентиментальной". Её сущность состоит в том, что переживание любви происходит только в мечтах, а не в повседневных взаимоотношениях с реальным человеком… Для многих это… единственная возможность ощутить любовь… Пока любовь остаётся фантазией, они могут её переживать; но как только она спускается до действительных взаимоотношений между реальными людьми, они "замерзают"...Эта идеализированная и отчуждённая форма любви служит наркотиком, облегчающим страдания действительности, одиночество и отчуждённость индивида». Правда, у студента ещё более тяжёлый случай, так как он любит даже не человека, а какую-то зелёную змейку: «Если зелёная змея не будет моею, то я погибну от тоски и скорби».

картинка Ludmila888

Как писал Достоевский, Гофман «олицетворяет силы природы в образах: вводит в свои рассказы волшебниц, духов и даже иногда ищет свой идеал вне земного, в каком-то необыкновенном мире, принимая этот мир за высший, как будто сам верит в непременное существование этого таинственного волшебного мира...».

Судьба романтиков-мечтателей, как правило, бывает печальной. Ведь фантастические грёзы уводят от настоящей действительности. Вдохновение мечтателя, творящего свою призрачную жизнь, покупается слишком дорогой ценой: отрывом от реальности…

«Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмёт слишком опасный верх» (Ф.М.Достоевский).

картинка Ludmila888

Комментарии


А если всё проще - страдающий хроническим алкоголизмом, Гофман в этой повести защищает свое пристрастие. Зеленая змейка, она же Зеленый змий, извечная любовь писателя - алкоголь. Заточение в стекле, опять же пристрастие к бутылке. Богатые фантазии - неистовство белой горячки.
Вероника с "ведьмой" пытаются лечить студента, но пристрастие к духу травы (лилия) побеждает и змейка уносит его в мир гоадусных грёз - Атлантиду.


гРадусных :)


Я то по-чеховски, как джентльменша не заметила Вашей ошибки.
А вот Людмиле по статусу положено всё замечать.:)


Джентльменша - это "благородная мужичка"? :)


Джентльвумен, так устроит? Ни капли менского не имею.:)


Есть слово покороче, просто - леди :)


Мне почему-то казалось, что в рассказе с соусником рядом было слово "джентльмен", сейчас проверила, а его и в помине нет.:)


А я думала, что змейки это исключительно барышни, которые так и вьются вокруг мужчин, мечтая их в ЗАГС затащить и сделать счастливыми. Шучу!
Лилия, особенно с номером 55, всегда побеждает.:)))


Зеленая змейка, сиречь - винолюбие, тоже может затащить в ЗАГС, правда, после этого появляется отметка о разводе :)


А у Вас всё логично с ЗАГСом получается! Я оценила.:)))


Спасибо за интересную трактовку, Сергей! )))
Мысль о Зелёном змие, который связан с алкоголем, меня тоже посещала. И на первое появление трёх зелёных змеек именно в процессе курения трубки, набитой "пользительным табаком", я, конечно, обратила внимание. Пуская в воздух дымные облака, Ансельм слушал дурманящие речи змеек-искусительниц. Но пристрастие к Зелёному змию или к духу травы – это ведь тоже бегство от реальности в мир грёз, которое можно рассматривать как частный случай описанной мной в рецензии разновидности невроза.


Вероника с "ведьмой" пытаются лечить студента

Да, и сначала им это удаётся, так как студент несколько образумился и ночью «Вероника живее, чем когда-либо, явилась его глазам». Ансельм осознал, что «он приносит её сердечную любовь в жертву фантастическим явлениям, порождённым его внутренним расстройством и имеющим, сверх того, повергнуть его в несчастие и гибель». Утром он пошёл к Веронике и «искренне посмеялся над нелепой фантазией влюбляться в змейку». Но превосходный пунш снова погрузил студента в глубокие грёзы. Протрезвев, он лишь посмеялся над действием пунша, а думать о Веронике было приятно. Однако за эту попытку вернуться из фантазий в реальность герой был помещён в плотно закупоренную хрустальную склянку…


Кстати, в плотно закупоренной хрустальной склянке у студента могли ведь появиться галлюцинации от нехватки кислорода. И если это так, то те пять человек в таких же склянках ему лишь померещились. Он ведь и увидел их не сразу , а через какое-то время. Возможно, дышать уже стало сложно и начались видения. Да, много загадок в этой сказке…

Впрочем, как и в любом символическом произведении (включая и многострадальный "Котлован"), каждый человек увидит в тексте что-то своё. Ведь чтение – это тоже своеобразное творчество. И даже сам автор не предписывает читателю, что он должен увидеть, понимая, что всё зависит от глаз смотрящего. Но вот некоторые странноватые читатели почему-то позволяют себе в грубой форме навязывать другим свою точку зрения и устраивать в комментариях к чужим рецензиям скандалы. Ну, не смешно ли?)))


Вообще-то, считается, что гипоксия в умеренных дозах очень даже полезна организму.
А странности читателей, навязывающих свою точку "Босха и Мунка", возможно, напротив вызваны гипервентиляцией лёгких :)


Но у студента могла быть уже доза повышенная и опасная, а не умеренная.


Да уж, герои Гофмана исключительно экстремалы :)


Ничего не могу сказать, что Гофман был в Кенигсберге. По причине бегства от кредиторов.
Возможно, я путаю с Вагнером.
Но Гофман реально крут!