Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 мая 2019 г. 12:00

12K

4 Непревзойденная антисоветчина

При складывании печатных знаков, которыми автор изобразил жизненное существование и смысл всех, кто родился в мир, начинаешь чувствовать увеличение ума….

Вот таким а-ля-платоновсим стилем я задумывал написать свою рецензию. Но передумал, потому что хочется сказать много и быть правильно понятым, а платоновский язык только для аллегорий и всяких собраний активистов и членов разного рода «комов» (парт, проф, мест).

Повесть Платонова – блестящая антисоветчина! Далее никому в советской и российской литературе не удастся написать такой мощный антисоветский текст. Солженицын со своими потугами на тысячестраничность, выглядит на фоне Платонова карликом, а все эти Рыбаковы, Аксёновы, Войновичи и прочия-прочия– просто пигмеи.

Предупреждаю сразу – я не поклонник антисоветской литературы, в том смысле, что, если это антисоветчина, то тогда мне любо. Ни в коем случае! Любое произведение, перенасыщенное идеологией, будь то как «за», так и «против», вызывает у меня интерес только как исторический памятник своей эпохи и конкретного идеологического направления.

Повесть Платонова - уникальный памятник. Не часто автору удается настолько объединить форму и содержание, что они начинают взаимно определять друг друга, Платонов с задачей справился. Речь о языке, которым написан «Котлован». Многим он кажется заумным, некоторым смешным, правда, есть и то, и другое.
А вам этот язык не кажется знакомым? Ведь, именно так разговаривают, например, почти все герои рассказов Зощенко, и булгаковские Шариков со Швондером говорят так же, и у Ильфа с Петровым можно найти образчики такой речи. Это не выдумка авторов – это глобальное явление в русской культуре двадцатых-тридцатых годов ХХ века.

Как говорил товарищ Сталин: «Всё решают кадры!». К концу тридцатых накуют новых кадров, дадут им хорошее образование. А пока «берите то, что есть». Революция сделала свое дело – носители культуры высокого уровня были истреблены, изгнаны, изолированы.

На авансцену вышел тот, о ком предупреждал Мережковский – «грядущий хам»! Это они – мещане – стали главной движущей силой обновления общества. Пролетариату было некогда – он «работу работал», крестьянство тоже было делом занято, а вот мещанство пошло во власть и в интеллигенцию.
Известно, что необразованный человек лучше, чем полуобразованный. Вот и мещане, имея кто пару классов гимназии или реального училища, кто – ЦПШ, а кто, просто начитавшись «умственных книг», торопились излагать свои мысли не по-старорежимному, а по-новому! Но главным источником новой лексики были газеты и митинги, а там такие же носители «новояза». Зачастую, не зная и даже не догадываясь о настоящем смысле употребляемых «умных» слов, рождая вычурные и такие же бессмысленные словообороты, эти люди представляли мощнейший культурный слой.

Вот его и зафиксировал Платонов в своей повести. Зощенко и другие заставляли говорить этим языков своих героев, Платонов использует смелый прием, и делает митинговый новояз авторским языком, достигая тем самым сногсшибательного эффекта. Именно язык- главное достоинство «Котлована», достоверный исторический документ.

Про идеологическую составляющую повести сказано немало. Но и тут хочу обратить внимание на историчность и документальность книги. Смотрите даты: конец 1929 – начало 1930. Все ответы ищите там.
Да, котлован – это социализм, в который Платонов не верит, поэтому он и изображен котлованом, а не башней, например. Помню-помню, котлован они копают как раз, чтобы потом построить башню. Но когда это будет и будет ли вообще? А пока они роют котлован – строительство нового мира есть закапывание все глубже в землю, образ не самый оптимистичный.

Не верит автор и в коллективизацию, и в индустриализацию. Крестьянство изображено безвольным, в роли сельского пролетария – медведь. С одной стороны – тупое животное, что с него взять, с другой – «русский медведь», который, если разозлиться, то мало никому не покажется.

Личное безволие, предопределенность, подчиненность некому центру, - даже колхоз имени Генеральной Линии, - главное качество героев повести. Да и героев-то, как таковых в ней нет. Автор так и не дает читателю главного героя, перескакивая с одного на другого, особенно ни на ком не задерживаясь. К концу повести все они сливаются в единую безличную массу.

Автор убедительно показывает, что будущего у этой страны с этими людьми нет. Потому-то и погибает Настя, оторванная от своей среды, тоскующая в последние минуты жизни по «маминым костям».

Он честно описал все то, что видел и знал. Он так видел и так чувствовал. Но во многом он оказался не прав – страна поднялась, дети Чиклиных и Вощевых получили хорошее образование, стали настоящими специалистами, построили электростанции и космические корабли, а их внуки и правнуки пошли еще дальше – сегодня они пишут рецензии на книги о своих прадедах на сетевых ресурсах :)

Котлован все-таки вырыли, башню построили другую, не ту, которую планировали, но фундамент покоится в котловане, вырытом тогда.

Так что Платонов был убедителен, но не прав, его пессимизм не позволил ему увидеть тот человеческий потенциал, который выдернет страну из котлована безвременья. Но он создал самую лучшую антисоветскую вещь в нашей литературе, потому что она честная и искренняя. А это главное достоинство настоящего художника, даже если он заблуждается.

Прочитано в рамках "Игры в классики"

Комментарии


А сегодня – День смешных нелепиц и День большого бодуна! С чем я всех и поздравляю! Очень подходящий день для написания рецензии на "Котлован". Поторопилась я со своим отзывом, надо было тоже сегодня его опубликовывать! Чуть позже ещё раз внимательно перечитаю Вашу рецензию. Если возникнут смешные и нелепые мысли, обязательно поделюсь.)))


А всё-таки жаль, что Вы передумали писать рецензию а-ля-платоновским стилем. Ведь в этом стиле – вся истина "Котлована"!

А без истины нам, как и Вощеву, стыдно жить! И как же теперь читать Ваш текст, не чувствуя истины?! Истина, как и социализм, обойдётся и без нас, а вот мы без неё проживём зря. С другой стороны, любя красоту жизни и вежливость ума, мы, подобно Сафронову, стоим с почтением к участи Вощева, хотя в то же время глубоко волнуемся: не есть ли истина лишь классовый враг? И этот вопрос надо ставить принципиально и класть его обратно по всей теории чувств и массового психоза.

А если умеешь сам думать мысли, то безмолвно отходи в высшую общеполезную жизнь, которая всякую отсталость сразу в активность вышибет! Пролетариат живёт для энтузиазма труда! У каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть!

По вечерам же можно, учась у Вощева, лежать с открытыми глазами и тосковать о будущем, когда всё станет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья. Но все обязаны спать в своей верхней одежде, чтобы не трудиться над расстёгиванием пуговиц, а хранить силы для производства!

Но что же делать, если нет тех самозабвенных впечатлений, откуда волнуется жизнь, и, вставая, протягивает руки вперёд к своей надежде? )))


Читали ли Вы меня, Людмила? :)
Я же в рецензии так много сказал именно о стиле и языке, больше других рецензентов.
Этот стиль - памятник. Автор его использовал как инструмент сатиры и только в конкретной исторической эпохе. Слияние формы и содержания.

Можно было бы использовать его, если бы я хотел высмеять Платонова, но мне этого делать не хотелось. А в ином применении он теряет своеобразие и превращается в унылое чтиво ни о чем.


Вы приняли мои слова за чистую монету? Но я же предупреждала, что в День сплошных нелепиц поделюсь нелепыми мыслями. И весь мой коммент, включая и его начало, - сплошная шутка!
Разве Вы не поняли, Сергей? )))


Друзья мои, необходимо срочно ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры. :)))
(прикольно излагаться на новом языке)))
Надеюсь, я нахожу в вас понимание?:)


Кто ищет, тот всегда найдёт! А надежда умирает последней! )))


Язык, скорее, не новый, а новообретенный :)
Кстати, в этом языке нет места таким наречиям как "прикольно" :)


А то, что в скобочках не считается!:)


То, что текст шуточный понял, не понял повода для шутки.
Теперь дошло, что поводом является сам Праздник Нелепиц :)


О поводе шла речь в самом первом комменте. А во втором, говоря о стиле, мне удобно было зацепиться за "истину", чтобы продолжить нелепое а-ля-платоновское словоблудие.)))


Ясно. Не сложилась у меня общая картина, смотрю урывками в телефоне. Когда читал второй, первый уже не помнил :)


А всё-таки жаль, что Вы передумали писать рецензию а-ля-платоновским стилем. Ведь в этом стиле – вся истина "Котлована"!

Вы серьёзно? Это как после стиха последнего, Есенина, написанного кровью, играть на этой теме и пытаться каракули выводить киселем малиновым, с умным видом, со смешком про Гостиницу в Ленинграде.


Мне показалось тогда (читала давно), что Платонов не о советском человеке так мрачно писал, а о человечестве вообще. О том, как люди охотно упрощают свою жизнь, сводят существование к череде ежедневных ритуалов. "Не надо думать - с нами тот, кто всё за нас решит" - и тому подобное... Может, Платонов заслуживает того, чтобы видеть в нём не столько антисоветчика, сколько философа? И котлован вырыли не благодаря, а вопреки примеру, на котором воспитывалось подрастающее поколение? Деятельное начало возобладало над... ходячей энтропией?:)


Ваши мысли о бегстве человека от свободы сразу напомнили мне о Достоевском, с которым Платонова роднит похожее отношение к свободе как высшей ценности человеческой жизни. И тогда Котлован можно рассматривать как братскую могилу, вобравшую в себя души добрые, но при этом слабые, неприспособленные, боящиеся свободы и связанной с ней ответственности.


Свобода как кислород: по чуть-чуть - и живется, и дышится, а максимальная концентрация - убивает :)


А если всё же не убьёт, то непременно сделает нас сильнее!
А риск – благородное дело!)))


"Все же" не работает - убивает без вариантов.


Любое талантливое произведение можно воспринимать как обобщающее, но в случае с Платоновым и от частного никуда не деться :)


Так вот у кого плагиатил Михаил Рябинин, когда писал песня "Остров детства" для Боярского :)


Спасибо вам за хороший коммент. Всё очень точно подметили)


Так что Платонов был убедителен, но не прав, его пессимизм не позволил ему увидеть тот человеческий потенциал, который выдернет страну из котлована безвременья. Но он создал самую лучшую антисоветскую вещь в нашей литературе, потому что она честная и искренняя. А это главное достоинство настоящего художника, даже если он заблуждается.


Простите, но рассматривать шедевр Платонова как "памятник антисоветчины", очень наивно. Да и к одним лозунгам и языковым "швондерам" его сводить - глупость. Сказали бы лучше о его стилистическом мистицизме мрачном, объединившем в себе Босха и Мунка.
Платонов был не прав? Что за чушь вообще? Платонов вообще не об этом. Он просто выразил ту боль и ад, что тогда были, к тому же, в символизме, на века.
Он очень любил социализм, но чистый, а не тот пошлый, что был в СССР. И народ он любил и верил в страну, и о космос в его творениях, и свершениях народа советского, русского - пульсирует очень мощно.
Башню то возвели, но на топкой почве и котловане, костях. В космос полетели... но башня всё же рухнула, похоронив под собой миллионы.

Не вводите людей в заблуждение о Платонове.


Пользуясь вашей терминологией, не смог найти в вашем раздраженном опусе ничего, кроме глупости и чуши. Поэтому оставлю без комментариев.


Только что дочитал повесть и пришел перечитать твою рецензию.
Спасибо, Сергей, она великолепна - тонкая, полная интересных мыслей и уважения к таланту автора. И это при том, что ты не согласен с его основной позицией. Проявить уважение к человеку, с которым ты не согласен - большая редкость не толтко в жизни в целом, но даже и на этом сайте для избранных читателей.
Единственное что, не соглашусь, что автор считает будто будущего у страны нет. С одной стороны, умирает Настя, олицетворяющая социализм. Но Настю воспитывали Чиклин, Жачев, Вощев и прочие грянувшие хамы. С другой же стороны, интеллигент Прушевский отказывается от решения о самоубийстве, когда получает возможность воспитывать следующее поколение. Так что быть может кадры действительно решает всё, а автор просто говорит, и не каждая кухарка может управлять государством.