Больше рецензий

12 мая 2019 г. 23:27

1K

4

Несколько раз перечитывала эту книгу в юности, недавно вдруг нашла в магазине, вспомнила, захотелось снова перечитать. Интересный момент. Двадцать лет назад французские реалии конца 50-х - начала 70-х годов тоже уже, конечно же, ощущались как устаревшие, но ещё не воспринимались анахронизмом. Сейчас же читать обо всём этом удивительно странно. Эта жизнь кажется уже совсем-совсем не современной. Между тем у меня недавно появился вполне реальный знакомый в возрасте Абеля. Роман начинается в 1953 году свадьбой Абеля и Мариэтт, и Абелю в этот момент 25 лет. Это значит, что сейчас ему был бы 91 год. Моему знакомому за 80, примерно 85. Сыну Абеля сейчас было бы 62, чуть меньше, чем моей маме, и на 6 лет больше, чем старшей дочери моего знакомого. То есть если бы герои романа существовали в действительности, они вполне могли бы быть живы. Но как же изменилась жизнь!

Сама задумка, озвученная автором прямо в тексте романа, очень занятна и интересна. Романистов, пишет он, всегда интересуют лишь главные события: начало и конец любовной истории, свадьбы и разрывы. А ведь между этими событиями могут находиться годы брака - так почему же никому не приходит в голову описать их?

Меня всегда изумлял интерес людей к перипетиям. В области чувств у супругов или любовников главным считается развитие действия. Фильмы, литература, театр используют лишь две ситуации.

Primo, появление. Предпосылки к продолжению рода. Установить, как и почему молодой человек и девушка (прежде обязательно девственница, а теперь — в расширительном смысле — всякая девица, достигшая половой зрелости и получившая первый опыт) могут, несмотря на сотни препятствий, стать супружеской четой и жить счастливо, имея много детей (по современному варианту: жить счастливо, не обзаводясь, однако, слишком большим потомством).

Secundo, уход. Расставание, развод или револьвер. Установить, почему и как расстраивается супружеская жизнь из-за того, что в нее вмешивается посторонний мужчина или посторонняя женщина, и как тогда супруги могут разойтись, вопреки законам и пророкам, упрекам совести, финансовым обстоятельствам, нареканию родни и наличию младенцев.

Начало и конец любви — вот что заманчиво для рассказчика; середина якобы никого не интересует. А где же, спрашивается, сама супружеская жизнь, тот самый брак, в котором живут почти все люди и который они не разрывают, такой долгий, будничный, тягостный; постель не является в нем единственным алтарем, есть еще и кухонный стол, и письменный стол, и автомобиль, и швейная машина, и стиральная машина. Неужели сама область семейной жизни настолько скучна для наших порочных соглядатаев, что они могут грезить (только грезить, а ведь надо жить) лишь манящим началом или экстазом конца.

Внимательность Базена к деталям и склонность к дотошным рассуждениям очень привлекает. Симпатизировать или нет главному герою - это второй вопрос. Для меня как для читательницы - и, конечно же, отчасти и как для жены - невероятно интересно посмотреть на брак глазами мужчины. Почему бывает так, как бывает, почему происходит то, что происходит.

Занятным моментом для меня стало переосмысление многих моментов, связанных с феминизмом. Середина века в этом плане стала сложным моментом - по меньшей мере во Франции, если верить Базену. С одной стороны женщины всё ещё довольно сильно зависимы от мужчин. Формально они имеют право на образование, у них есть право голоса, но реально большинство из них не могут да и не хотят ещё вырваться из традиционного круга трёх немецких К. С другой стороны очень хорошо видно, как женщины сами, своими руками усугубляют эту ловушку, отталкивая мужей и отцов от домашних дел и ухода за детьми, постепенно привязывая их своими заботами, делая в каких-то вопросах совершенно беспомощными. Неудивительно, что в такой ситуации неизбежны конфликты и попытки побега.

Конечно, ориентироваться на эту книгу как на некое руководство к действию сейчас уже совсем нельзя - да и никогда не стоило, ведь это всего лишь художественная литература. Но всё же, если критически переосмысливать реалии, можно почерпнуть немало полезных мыслей.