Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

12 мая 2019 г. 18:28

2K

3 Спойлер Янки, который не смог

Когда я читал этот роман, у меня сложилось впечатление, что Марк Твен его писал на скорую руку и даже не удосужился его перечитать, поскольку некоторые косяки и противоречия были очевидны. А если так было, то не нужно к данному произведению относиться серьезно.
По сюжету типичный предприимчивый американец из 19 века попадает в 6-й век н.э., в эпоху короля Артура. И здесь кроется уже ошибка автора.
Роман не имел бы никакого культурного значения, если бы раннее средневековье по задумке Твена не соответствовало историческим реалиям. В самом деле, век железных дорог приходит тогда, когда строятся железные дороги. Так и время для фэнтези возникает тогда, когда появляется фэнтези. "Янки из Коннектикута", несмотря на фантастическое попадание главного героя в прошлое, не фэнтези, и средневековье там вроде как должно быть реальное.
Но тут есть проблема - короля Артура как исторического деятеля НИКОГДА НЕ СУ-ЩЕ-СТВО-ВА-ЛО.
А раз главному герою (его зовут, как выяснилось, Хэнк) предстоит встретиться именно с Артуром и рыцарями Круглого Стола - это все же фэнтези на 90 процентов.
Почему так принципиально важно, чтобы средневековье было не фэнтезийным? Да потому что какой интерес в данном случае читать о столкновении менталитета человека капиталистического общества со средневековьей дикостью, если это не совсем то средневековье, если оно декоративное, если оно приукрашено бла-ародными рыцарями, которые на самом деле сама доброта? Пусть об этом пишет Белянин для подростков!
С самого начала у нас появляется персонаж автора - то есть условного Марка Твена, который встречает главного героя. И это важный момент. который приводит к основному противоречию. Марк Твен и Хэнк встретились в замке, и тот стал внезапно рассказывать о том, как побывал в волшебном средневековье. При этом Хэнк находился в хорошем настроении и добром здравии, что очень важно, о чем пойдет речь ниже, но хотел спать и поэтому оставил Марку Твену дневник о своих приключениях.
Да, поначалу у Хэнка возникают проблемы, его считают за воплощение зла, как обычно бывает с тем, чего люди не понимают. Его хотят казнить, его обвиняют в колдовстве, но рояли из кустов и прочие случайные обстоятельства не только выручают его от бесславной смерти, но внушают доверие к нему у короля и приближенной к нему знати.
Хэнк оказывается амбициозным парнем и стремится внедрить не только технологические новшества, но и изменить общественный строй. Как известно, у короля Артура в ходу был ранний феодализм, а Хэнк уже задумал построить буржуазное общество.

Сперва смягченная монархия, до конца жизни Артура, потом разрушение трона и упразднение дворянства, дворянам придется заняться полезными ремеслами. Потом введение всеобщего избирательного права и передача власти навеки в руки мужчин и женщин, составляющих народ. Да, у меня пока еще нет причин отказываться от своей мечты.

Вот такая политическая программа. И это все Хэнк задумал при жизни. Уже в этой цепочке видны определенные пробелы. Например, с чего вдруг произойдет разрушение трона? Если монархия смягченная, а король Артур добрый и справедливый монарх, он будет править до скончания дней, и народу не с чего будет его упразднять. Если Хэнк хочет свалить монархию, ему нужно воспитывать ненависть в народе к трону. И да, разве монархия исчезла раньше, чем дворянство? Тоже странно. Неужели Хэнк намеревался устранить монархию и аристократию одновременно? А кто будет принимать решение? Хэнк не упомянул, видимо, что диктатором решил сделать самого себя.
По воле автора, у Хэнка по крайней мере получается, не устранив еще феодализм и роль церкви, внезапно насадить капитализм (!), малый и крупный бизнес, биржи, а также технические новшества вроде книгопечатания, газет, телеграфа, почты. Во всем этом помогает король Артур, который стал дружком Хэнка и его марионеткой.

Король посмотрел на меня удивленно, – он был не очень сообразителен, голова его работала медленно; он мог усвоить новую мысль, но не сразу, а по зернышкам.

Повезло же Хэнку с таким жалким корольком!
Эти неожиданные перемены в людях, вызванные деятельностью Хэнка, неправдоподобны и нелогичны. Не может человек со средневековым менталитетом, воспитанный в определенных традициях, внезапно стать бизнесменом. Но у Марка Твена может.
Мало того, там даже есть главы, где Хэнк с королем инкогнито путешествуют по стране, притворяясь простыми людьми, и даже там видно, насколько король закоснел в своих диких представлениях о роли знати в жизни народа, в своих религиозных представлениях. На примере короля видно, что такого человека ничто не перевоспитает. Таким образом, Марк Твен противоречит сам себе, вроде как показывая, что средневековый человек не изменчив, но в то же время меняя его за считанные годы.
Путешествие короля и янки инкогнито выявляют немало проблем в стране. Янки с удивлением обнаружил, что оказывается законы несовершенны, что могут повесить человека за пустяковую кражу, что есть рабство, и его тоже могут сделать рабом. Но Хэнк не задумывается о том, что пока они с королем не отправились в этот поход, была возможность вместо внедрения газет, телефонов, одежды, госаппарата этот самый закон изменить. Янки не подумал почитать этот закон, чтобы быть просто в КУРСЕ! Но за этот просчет он нисколько себя не винит, здесь уже во всем виновата эпоха.
Король и Хэнк попадают в рабство, а потом оказываются на эшафоте, но их глупые задницы спасают верные рыцари Круглого Стола. Этим они нарушили закон, совершили, можно сказать, антиконституционный акт, ведь рабство и виселицы были узаконены, их собирались вешать те, кому они сами дали полномочия. То есть, о демократии Хэнк потрындеть всегда готов, но когда нужно отвечать самому - тут пусть его спасают средневековые рыцари и прольют чужую кровушку.
Поведение Хэнка порой странно и необъяснимо. Он имеет в государстве множество врагов, включая Мерлина и церковь, но не способен ничего с этим сделать, имея такое влияние на короля и рыцарей. Или он глупый идеалист, намеревающийся, чтобы все проходило так называемым эволюционным путем?

А брат Мерлин? Его ставка опять была бита. Всякий раз, когда волшебство чернокнижия сталкивалось с волшебством науки, чернокнижное волшебство терпело поражение.

Под волшебством науки Хэнк понимает свои револьверы, из которых он настрелял нескольких рыцарей и заставил остальных покориться угрозой смерти. Кстати, про науку и волшебство тоже запомним, об этом пойдет речь ниже.

Вспомните, что прошло три года. И посмотрите, какой стала Англия. Счастливой, процветающей страной, чудесно изменившейся. Всюду школы и множество колледжей. Несколько хороших газет. Появились даже писатели, среди них первое место занял сэр Дайнадэн-Шутник, выпустивший томик поседелых острот, которые были мне известны в течение тринадцати веков. Если бы он хоть изъял из него тот старый гнусный анекдот о проповеднике, я не сказал бы ничего; но этот анекдот я не мог перенести: я истребил книгу и повесил автора.

Однако... Демократичненько.
Итак, Англия изменилась, все пошло по идеалистическому сценарию капиталиста. Все люди вдруг поверили в прогресс и экономику, научились уважать частную собственность и предпринимательство.

Кларенс тоже мечтал о революции, но несколько иного характера. Он хотел республики без привилегированных сословий, но с наследственной королевской семьей во главе ее вместо выборного главы государства. Он полагал, что у народа, уже изведавшего радость чтить царствующий дом, не следует отнимать это удовольствие, иначе он захиреет и пропадет с тоски.

Этот Кларенс на самом деле прав. Да, монархию так просто не истребить. Но потом Кларенс стал говорить о том, что монархия должна быть конституционной, а на место королей нужно поставить... котов. И стал мяукать. И тут я понял, что герои романа просто сумасшедшие.
У Хэнка появилась жена по имени Сэнди, из простых, абсолютно непримечательная личность без характера. И родилась дочь, которую он назвал "Алло-Центральная", потому что был влюблен в свое время в телефонистку, которая говорила эту фразу.
Потом девочка заболела, однако усовершенствованная медицина спасла ее. В этом помогал Ланселот, который оказывал так называемую моральную поддержку.
Однако всему хорошему приходит конец. Из-за шашней Ланселота с королевой началась война, этим воспользовались противники реформ Хэнка. Хэнк оказался в опасности и бежал со своими сторонниками.

Церковь созывает всех рыцарей, оставшихся в живых; и как только узнают, что ты вернулся, у нас будет достаточно хлопот.
– Вздор! С нашим смертоносным боевым материалом, с нашим хорошо обученным войском…
– Оставь! У нас есть не более шестидесяти человек, на которых можно положиться.

Ха-ха-ха! То есть Хэнк вроде как строил школы, больницы, воспитывал людей будущего, а реальных сторонников у него оказалось не более шестидесяти человек?
Хэнк решил дорого продать жизнь и со своими сторонниками отошел в укрепленное место - то ли замок, то ли пещеру - хрен знает что.

Ах, какой же я был осел! К концу недели я стал понимать, что народные массы только в течение одного дня подбрасывали свои шапки в честь республики, на большее их не хватило! Стоило церкви и дворянству только нахмуриться, и они сразу превратились в овец!

У-ха-ха-ха! Я вообще удивлен, что они хотя бы один день подбрасывали шапки. Было бы хорошо, если бы Марк Твен объяснил поподробнее, как Хэнку это удалось. А то народишко выглядит несколько странно...
Хэнк устраивает рыцарству пару ловушек. Сначала взрывает часть динамитом, еще одну часть электричеством. И рыцари проиграли.
Однако дальше случилось самое непонятное.
В укрытие к поборникам демократии и капитализма пробрался Мерлин в образе старухи, нашел Хэнка, пока он спал, и произнес над ним... заклинание.

– Вы были победителями – вы побеждены! Все вы умрете, ты тоже. Вы умрете в этой пещере – все до одного, кроме него. Он теперь спит и будет спать тринадцать веков. Я Мерлин!

Подождите... это как же это так?!
На протяжении пары сотен страниц автор убеждал нас, что магии не существует, бога нет, есть наука. Мерлин - это жулик. Церковь - это воры и лжецы.
И вдруг такой вот "бог из машины", появляется Мерлин, и оказывается он настолько сильный волшебник, что может усыпить на 1300 лет!
То есть, выходит... магия существует?!
И все, на этом повествование дневника заканчивается, последние события записала верная "шестерка" Хэнка Кларенс, и что было с ним дальше - неизвестно.
Предполагаю, что Кларенса и оставшихся сторонников повесили, а жену и дочь Хэнка сожгли, чтобы не было проблем, но Марк Твен предпочел не посвящать нас в такие душераздирающие подробности.
Но это еще не весь накал идиотии!
Когда рассказчик, то есть как бы Марк Твен, отложил чтение дневника, он пошел к Хэнку и обнаружил его в бреду и умирающим.
С какого перепугу?!
Допустим, на чтение дневника Марк Твен, не выходя из комнаты, затратил часов 6-7. Что за это время изменилось? С чего вдруг Хэнк начал умирать?
Только сегодня он был в абсолютно нормальном состоянии, адекватный и здоровый. И вдруг - раз - и умирает... Или Мерлин опять какое-то заклинание произвел?
А может, просто Марк Твен забыл, что в начале книги Хэнк был жив и здоров?
Противоречие слишком очевидно, чтобы его не заметить. Жутчайший косяк автора, и какого! Не клоуна Белянина, а самого Марка Твена, автора "Тома Сойера" и многих известных книг.
Итак, что мы имеем?
Вроде как Марк Твен хотел произнести гимн человеку современной эпохи, который, обладая сильной волей, характером и умом, может подчинять себе целые эпохи. Но при этом автор не смог описать это хоть сколько-нибудь правдоподобно.
Мало того, внезапно откуда ни возьмись на арену вылезает чертова магия, которую автор вроде как отрицает, и эта магия приводит Хэнка к поражению.
Этой магией автор обесценил смысл книги и ее мораль, если вообще собирался туда ее вкладывать. А если не собирался - то зачем написана эта книга?!