Больше рецензий

12 мая 2019 г. 10:29

4K

5 «Всё, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачно, неуместно, становится комическим, если не бывает страшным или пагубным» (Н.Г.Чернышевский)

картинка Ludmila888

«Здесь будет дом, в нём будут храниться люди от невзгоды».

«Котлован» я прочитала неожиданно быстро. Понравилось очень! Пародийный стиль повествования превратил чтение в весёлое времяпрепровождение и удовольствие. Хотя возникали, конечно, моменты, когда было совсем не до смеха.

Ещё Гегель подчёркивал, что в трагедиях Шекспира проявляется эффект комического, когда герои «упрямо преследуют свои ограниченные и ложные цели». Таково, на мой взгляд, проявление комического и в повести Платонова.

«Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома её можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства».

В «Котловане» немало традиционных источников смеха – от многочисленных нелепо построенных фраз и поступков до вызывающих особую насмешку персонажей. Но под комическим покровом просматривается трагическая глубина. Все герои вносят свой вклад в крушение иллюзий, жертвами которых стало подавляющее большинство советских людей.

«Мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошёл бы энтузиазм!».

Одно из выражений мудрости автора заключается в удачном соединении смешного и трагичного. Смех и слёзы часто идут рука об руку, ведь комизм и драматизм – две стороны одной медали.

С беспощадной трезвостью Платонов продемонстрировал фатальное расхождение между субъективно добрыми намерениями человека и результатами их претворения в жизнь. Иначе говоря – благими намерениями вымощена дорога в ад…

«Дом должен быть населён людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой».

Постепенный переход от беспрерывного смеха в начале к грусти и печали в конце нашёл своё отражение в платоновском «Котловане». Девочка-сирота Настя, ставшая для строителей единственного общепролетарского дома «элементом будущего», серьёзно заболела. «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришёл проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации». Девочка умирает, не дождавшись даже завершения подготовки котлована для нового прекрасного здания - светлого будущего, в котором ей предназначалось жить. Вместе с водой выплеснули и ребёнка… И котлован становится для Насти могилой, в которой её хоронят.

«Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?».

картинка Ludmila888

картинка Ludmila888

Комментарии


"

. Девочка умирает, не дождавшись даже завершения подготовки котлована для нового прекрасного здания - светлого будущего, в котором ей предназначалось жить. Вместе с водой выплеснули и ребёнка… И котлован становится для Насти могилой, в которой её хоронят.

Смысл этого эпизода, насколько я могу понять, немного в другом. В ЖЗЛовской биографии Платонова за авторством Варламова (весьма рекомендую к ознакомлению) рассказывается об увлечении Платонова идеями Николая Фёдорова (отца русского космизма) с его идеей о том, что наука, религия и все, все, все должны объединиться для преодоления "главного врага человечества" - смерти (в связи с этим идея о максимально долгом сохранении тел предков). В лоне этого положение тела девочки в основание котлована выражает надежду на будущую жизнь - телесное воскресение в земном социалистическом раю.


Большое спасибо за комментарий! Заинтересовалась и решила покопаться в интернете.
Нашла статью «РЕЛИГИОЗНАЯ УТОПИЯ Н. Ф. ФЕДОРОВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "КОТЛОВАН")».

Копирую сюда окончание этой статьи:

«Нельзя однозначно анализировать и финал повести. С одной стороны, кажется, что после смерти девочки Насти две утопии — федоровская и сталинская — окончательно расходятся, так как в мире, где воплощалась социалистическая утопия, девочку не столько хоронят, сколько пытаются сохранить ее тело, об этом свидетельствует сцена тщательного приготовления Чиклиным могилы-“мавзолея”. Настя была единственной надеждой рабочих. Утратив в сердце Бога, люди не переставали надеяться на спасение и видели это спасение в ребенке. “Культу отцов” Федорова герои Платонова в какой-то мере противопоставляют “культ детей”37. С другой стороны, первый финал, который был отвергнут Платоновым еще в рукописи:

Настя была бережно опущена, чтоб даже мертвое семя будущего сохранилось навсегда.

По мнению исследователей, ассоциативно читатель воскрешает в памяти слова из Евангелия от Иоанна, прозвучавшие эпиграфом к роману Ф. Достоевского “Братья Карамазовы”, а также идею о невозможности построить всеобщую гармонию на “слезинке ребенка”. Нам важно то, что Платонов, возможно интуитивно, но идет дальше Федорова в мечте о всеобщем воскрешении, приближаясь к истинно христианскому ее пониманию.

Несмотря на некоторые трудности в раскрытии темы “Платонов — Федоров”, очевидно, что религиозная утопия Н. Федорова, превращенная Платоновым в “средство” критики современной ему социалистической действительности, помогает читателю увидеть авторское сомнение в тексте, различить голос писателя среди многочисленных голосов героев, свидетельствует о сложной антиутопической стратегии А. Платонова».

37 Само слово “пролетариат” происходит от латинского “proles” — “потомство”: в римском войске VI—V веков до н. э. “пролетариями” назывались воины-бедняки, которые не могли предъявить никакой ценности, кроме своих детей.


Спасибо. Я как-то не додумался поискать какие-нибудь специальные исследования на эту тему и опирался только на то, что прочёл в биографии (и немного в книге "Н. Ф. Фёдоров: pro et contra"). В общем-то всё оказалось даже чуть более сложным, чем я предполагал.


Интересная рецензия!
Я тоже недавно прочитал "котлован".
Очень понравилось.

P.S. Предпоследняя иллюстрация особенно хороша.


Приятно, что наши оценки совпали.
Спасибо за внимание, Женя! )