Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2019 г. 18:05

936

2 Самые крепкие узы

Людей убивают. Это не новость. Особенно для детективного жанра. Но в этом вся и проблема. Поскольку все построено на преступлении, с течением времени пропадает момент новизны. Раньше было достаточно одной смерти в закрытой комнате на всю книгу. Нынче такое не продашь. Поэтому приходится изобретать что-нибудь похлеще – отправлять читателя в экзотические страны, доисторические времена, или увлекать на самое дно криминальных субкультур. Но самое главное – убивать надо больше, жестче, необычнее.

Гранже понимает, что диктует мода и стремится бежать впереди паровоза. В «Земле мертвых» мы окунаемся в жизнь разного рода извращенцев (хотя, как говорят герои романа кто разберет, что сейчас норма и кто осудит, к примеру, чистую «любовь» девушки к трупам), в пучины садомазохистских фантазий и знакомимся с началами искусства связывания.

Девушки с необычными сексуальными пристрастиями гибнут связанными одна за другой, и поймать преступника берется детектив Корсо, который и сам был некогда не прочь позабавиться необычным способом с бычшей супругой.

Помимо всего прочего, Корсо бывший наркоман, дитя улиц, любитель пострелять, для выпуска адреналина. Ксиву полицейского, табельное оружие дают ему право охоты на самую интересную дичь – человека.

В итоге имеем даже не противостояние плохой коп против плохого парня, а чистое равенство сторон – преступник ловит преступника. Разница между ними лишь в том, что у одного, детектива, есть удостоверение в кармане и целый криминальный отдел для прикрытия задницы, а у преступника нет ничего. Разглагольствования Корсо об излишествах добровольного садомазохизма и дельцах превративших отклонение в нормальный заработок, аннулируются его собственной страстью к насилию.

Здесь нарушены все правила, отброшена типичная диспропорция добра и зла, которая в старых книгах заставляла нас желать, чтоб убийца был раскрыт, а сыщик вышел бы из всех перипетий живым и невредимым. Героя нет, справедливость – фикция, правосудие выставлено на посмешище, здравый смысл посрамлен.

По идее, не должно бы быть и романа Гранже, но вот он издан и подается вполне классически, как дуэль сыщика и подозреваемого. Но дуэли нет, потому что нет правил, по которым эти «двое в городе» могли бы разобраться друг с другом.

Криминальный роман без правил, извращенный детектив – так и можно было бы охарактеризовать опус Гранже. Это особенно очевидно тогда, когда добираешься до последних страниц. Там становится ясно, что в книге описано преступление невероятное по своей бессмысленности. Преступление, которое нужно было Гранже лишь для того, чтобы нагородить очередную, совершенно дикую по своему содержанию, книгу, стоящую гораздо ближе к каким-нибудь второразрядным французским романам XIX века с их дикими страстями и невообразимыми сюжетными ходами, чем к Сименону или Жапризо.

Детектив – это земля мертвых, вот на чем, похоже, настаивает автор. Но это вряд ли. Мертвечиной несет скорее от книжек самого Гранже.

Ода издыхающей лягушке