Больше рецензий

11 августа 2011 г. 16:22

131

4

Громыко "Цветок камалейника"

Не понимаю, как при общих данных у Громыко получается то, что не выходит у её сестер по перу?
Формула счастья то у них одна: один герой забавный, другой - серьезный и наделенный священными знаниями + тайна + степь да степь кругом (или лес, или город, кому как повезет).
И всё же у Громыко выходят смешные, иногда поучительные и всегда интересные истории. А вот у других авторов, работающих в этом жанре, далеко не всегда. Приходиться признать, что к формуле коммерческого успеха нужен талант, иначе будь у тебя героиня/герой хоть трижды рыжим, вздорным и всемогущим, не поможет.
возможны спойлеры"Цветок камалейника" я прочитала значительно позже, чем рассчитывала. Вообще, с творчеством Громыко я знакомлюсь наплывами, когда представляется возможность, настроение приходит подходящее. И всегда остаюсь довольна.
Мир
Чем я восхищаюсь в книгах Громыко, так это прописанными мирами. Еще со времен Белории. На первый взгляд ничего особенного, но мелкими штрихами ей удается создать что-то особенное, мир, в который веришь.
Когда читала Ведунью, думала, повториться. Ан нет, создала новый мир. Думаю, ну на цветке точно должна повториться. И всё же Царство Иггрово вышло отдельным, самодостаточным миром.
В её мирах можно проследить общую тенденцию: ведьмины круги Белории, нити, за которые дергают путники и поток, за которым следит Привратница. В целом, одна и та же идея, но как по-разному умеет её подавать Громыко. Создается впечатление, что это не просто отдельные миры, а миры, связанные между собой.
Кстати, в созданных Громыко религиях тоже ничего нового. Почти вся мифология пронизана этими идеями. Нечто схожее можно встретить у того же Сапковского, у Белянина. И опять же, как интересно Громыко преобразует эти идеи. Например, создание Двуединого. Когда я прочитала описание постановки о воцарении Двуединого, я не могла сдержать улыбки.
Во-первых, это же классический европейский средневековый театр. Сюжетами для постановок таких театров как раз и служили религиозные темы. Во-вторых, роль Твари исполняет козел. Человек, сведущий в христианской мифологии, поймет. И ведь Тварь, по сути, олицетворяет язычество. И, наконец, Двуединый. В целом, концепция этой веры схожа с христианской. Но (!) бог не един, а двуедин, и при этом имеет не только Светлую, но и Темную сторону. Представляете себе нечто подобное в христианстве? =)
Всё, финиш, занавес.
Сюжет
Сюжет подобных книг описывает одна емкая фраза: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Помощники и волшебный предмет (в данном случае росток) прилагаются.
Но я уже говорила, что новых сюжетных схем придумать никому не суждено. Весь смысл в том, чтобы детали подать максимально интересно при заданном сюжете.
Знаете, я ведь даже ожидала похожий конец, подозревала его еще с середины книги. И в целом, подобный ход не является новым. И всё-таки даже тут Громыко слегка удивила. Всех пятерых в качестве Привратницы я не ожидала.
Герои
На самом деле, не совсем понятна мне только Радда. Хотя, вру, понятна, но с точки зрения логики автора, а не с точки зрения логики сюжета. В женском фэнтези да без хотя бы одной героини, это, простите, уже явный слэш. А в этой книге у Громыко итак встречаются намеки. Всё-таки пишет она для народа, а не для группы посвященных людей. Но за намеки моё отдельное спасибо =)
Начну, как не странно, с Архайна. Персонаж явно отрицательный, хотя ярких негативных эмоций он не вызывал. И при этом такой колоритный. Редко кому удается прописать, адекватно прописать, характер, мысли и стремления мерзавца. Да и зачем, для этого есть положительные герои. Но в данном случае как раз есть определенная попытка показать ситуацию не только с точки зрения дружной компании, но и с точки зрения их противника. Возможно, поэтому получилось не зло во плоти, а, скорее, плохой человек с извращенными вкусами. Да дхэры сняли большую часть ответственности с него.
ЭрТар, да простят меня поклонники, вместо главной героини. Тот самый несерьезный герой с дерзким характером, пестрыми волосами и другом-животным. Поэтому, кстати, на мой взгляд, основное повествование начинается именно с него. Начинают всегда с героини =) Я отнюдь не умоляю мужественности героя, я просто говорю, что он выполняет в повествовании функции, которые в других книгах выполняет героиня (Рыска, Вольха).
Брент. Будь ЭрТар женщиной, и у Брента не было бы выбора, впрочем, его итак немного. Брент - это серьезный герой, наделенный тайными знаниями. Думаю, в пояснениях не нуждается.
А вот зачем же в повествовании Джай? Для разнообразия, во-первых. Во-вторых, просто так взять и приставить ЭрТара к Бренту невозможно, он не девица, чтобы бегать за кем-то.
На самом деле, по ходу книги заметно, что повествование хоть и ведется от третьего лица, но чаще встречается именно описание с точки зрения ЭрТара, а вот Джай, скорее описан со стороны стороны. И это позволяет мне утверждать, что он выполняет функции друга. Не наделен тайными знаниями, но предан, готов прийти на помощь.
И Тишш, который выполняет функции магического (иногда не очень) животного - спутника.

Как видите, ничего нового и, всё же, всё по-новому. Громыко есть чем гордиться, она действительно лучшая в этом жанре. И, может быть, у кого-то и есть книга лучше или такая же хорошая, но у Громыко такая книга не одна.

Цветок камалейника

Комментарии


Читалось в начале книги тяжело- много названий незапоминающихся, мир не из легких в запоминании. НО- КЛАССНО написано)