Больше рецензий

RidraWong

Эксперт

по хроническому запойному чтению...

5 мая 2019 г. 19:06

1K

5 Гимн Бунтарям.

«Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость
жизни!»
М.Горький «Песнь о Соколе»


Те, кто молился семерым риши, возносили им благодарности за велосипед и за своевременную аватару Будды, за Майтрею, что означает Князь Света; звали его так то ли за то, что мог он разбрасывать молнии, то ли за то, что старался он этого не делать. Другие продолжали звать его Махасаматман и утверждали, что он бог. Он, однако, по-прежнему предпочитал опускать громкие Маха- и -атман и продолжал звать себя просто Сэмом. Никогда не провозглашал он себя богом. С другой стороны, и не отказывался, конечно, от этого. В сложившихся условиях ни то, ни другое не сулило ему никакой выгоды. К тому же и не оставался он среди людей достаточно долго, чтобы дать пищу сложным теологическим хитросплетениям.


Независимо от того, где живут люди: на равнинах или в горах, в пустыне или джунглях, а возможно даже и вовсе на другой планете; вместе с людьми всегда живут и их боги. Чем тяжелее жизнь, тем суровее боги. Настоящий бог должен быть древним, грозным, жестким, и даже жестоким, а также непредсказуемым и требующим безусловного поклонения, почитания, смирения, а заодно и обильных жертвоприношений. Возможно боги создали людей, возможно люди создали богов, а может быть сами стали богами, как на планете, описанной в книге. Это ведь не так уж и сложно, если ты обладаешь определенными техническими и научными знаниями, главное не допустить эти знания к поклоняющимся тебе людям. Поэтому местные боги так любят послушных и знающих свое место людей, и очень им не нравятся всякого рода новшества и усовершенствования, облегчающие жизнь простых смертных. А как же иначе? Придумает пахарь какой-нибудь усовершенствованный плуг, вспашет лучше и быстрее, соберёт урожай больше, чем необходимо, чтобы просто не сдохнуть от голода, и появится у пахаря свободное время, а с ним и свободные мысли, не дай бог. Задумается, например, а стоит ли приносит такие обильные жертвы богу плодородия. Ужас! Про вред книгопечатания и говорить не приходится. Это же какой разгул знаний начнётся, если книги вдруг станут доступными и печатать их сможет кто пожелает и на любые темы. Знаем же к чему это привело в средневековой Европе, тут тебе сразу и Ренессанс, и Реформация, а от них и до революций недалеко. Не любят поэтому боги этой планеты (да только ли этой?) и прогресс, и прогрессистов, или акселиристов (так их называют в этой книге).
Но всегда, рядом с любой религией живет в народе и легенда о бунтарях, о тех, кто не побоялся кинуть вызов древним и могучим богам. По-разному зовут этих героев, по-разному выражается их бунт, но, что характерно, чаще всего речь идёт именно о новом знании: об умении пользоваться огнём, об умении отличать добро от зла, о новом взгляде на мир и на существующие порядки. «И странствуют [они] среди рода людского, оберегая и помогая ему». Какими только способами не борятся боги с этими бунтарями: приковывают к скалам, сбрасывают с небес, испепеляют и рассеивают, объявляют лжепророками. Самые ушлые же пытаются возглавить новое течение: объявляют Будду аватаром Вишну, приклеивают к Новому Завету Ветхий, даже делают новое течение официальной религией, тут все способы сгодятся. Но прорастают уже ростки нового знания и нет уже былого доверия к древним богам, и рождаются люди, умеющие мыслить свободно…

Такова моя версия истории о Сэме. Назовём это версией с точки зрения социальных реформаторов. А можно рассматривать эту книгу и с точки зрения мистиков, или моралистов, или романтиков. (Как предлагает сам Желязны.) Для всех найдётся в этой книге достаточно пищи для размышлений. Немало будет и таких, кому книга не зайдёт совсем. Много в ней и неожиданных трактовок религиозных верований, и философских притч, и неожиданных сюжетных ходов и неоднозначных поступков главных героев. И нет (как впрочем всегда у Желязны) однозначно положительных и отрицательных героев, и повествование нелинейное, и смыслов и подтекстов хоть отбавляй.

И по-прежнему будет это книга у меня в топе-10, и вернусь я к ней опять через какое-то время.

Книга перечитана в рамках игры "Назад в прошлое".