Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2019 г. 01:21

2K

4.5 Первый контакт в первой повести

С этой повести и начался блестящий тандем советской фантастики, представленный двумя братьями, жившими в разных столицах. Причем, первый опыт стал очень показательным: дебютное произведение оказалось намного ближе к позднему "золотому" периоду братского творчества.

Здесь уже просматривается будущий стиль, отсутствие прямолинейности, сложность сюжетного построения, представление описываемых событий с точек зрения разных героев, что в будущем будет использовано в таких этапных работах авторов, как "Улитка на склоне" и "Пикник на обочине".

Повесть имеет вполне документальный вид: отчеты военнослужащих и научных работников, страницы из дневника, заключительный выводы Сталинобадской комиссии. В принципе, все сделано настолько добротно, что не будь читатель предупрежден, что имеет дело с фантастикой, то кто-то не искушенный мог и поверить, что это подборка реальных документов :)

Потенциал у будущих классиков присутствовал изначально, но после того, как было заявлено о себе, пришлось пройти обязательное в те времена посвящение в "настоящую" советскую фантастику, которая была ориентирована на изображение будущего коммунистического общества. Стругацкие честно отдали этому направление пять лет своего творчества, родив за этот период цикл про отважных покорителей космоса, объединенный сквозными героями: Быковым, Юрковским и другими. Философские" Стругацкие начнутся с середины 60-х, когда появятся "Трудно быть богом" и уже поминавшаяся "Улитка на склоне".

Тогда же, в 1958 году они принесли в редакцию журнала "Техника - молодежи" свой первый рассказ, в дальнейшем переработанный в повесть, который, будучи фантастическим, стал и в какой-то мере автобиографическим. Дело в том, что действия первых двух частей происходит на Камчатке и Памире. Восхождение на Авачинскую сопку было в биографии Аркадия, а экспедиция в Пянджикент в биографии Бориса. Так что география первого произведения фантастов не случайная, писали со знанием дела о местах, в которых сами побывали. Каким бы фантастическим не был сюжет, но, если в тексте есть элементы реальности, то они только усиливают общее впечатление от произведения.

Проблема возможного контакта с иноземной цивилизацией, которую поднимают молодые авторы, была очень популярна в советской фантастике конца 50-х, свое видение предложили Иван Ефремов, Георгий Мартынов. Но новация Стругацких была в предположении, что первый контакт может состояться не с самими "внеземлянами", а с их роботами.

Предположив такой высокий уровень робототехники, авторы как бы обращают внимание на кибернетику, - бывшую "реакционную лженауку" реабилитация которой только-только началась в СССР.

В целом повесть во многом оптимистична, авторы не ожидают от пришельцев злоумышленных действий, любой контакт цивилизаций они расценивают как потенциальное благо. С другой стороны присутствует некий пессимизм, выражающийся в том, что земляне еще не готовы к полноценному общению с представителями иных цивилизаций, Но в таком видении идеологического криминала не было, коммунизм, ведь, пока еще на планете не победил. Вот, когда победит, тогда, возможно и инопланетяне изменят свое к нам отношение.

Между прочим, еще одну, очень популярную в будущей космической фантастике, тему обозначили братья, это - космические зайцы.

Комментарии


Прочитала, спасибо за "наводку", очень интересно. А может, это "Кибериада" навестила нас? И никаких хозяев у паукообразных роботов не было?
Стругацкие всегда оставляют место для фантазии, люблю их за это.