Больше рецензий

2 мая 2019 г. 17:22

2K

4 Любовь и ненависть

Даже не знаю, с чего начать. Никогда на моей памяти ни одна книга не вызывала у меня столько противоречивых эмоций — от предельного восхищения до непомерного раздражения. Читать было невероятно трудно, обилие описаний выводило из себя, поэтому чтение затянулось практически на месяц. Могу даже больше сказать — эта книга заставила меня заболеть "нечитаем".

Если вкратце о сюжете (вдруг, кто не знает, всякое бывает): действие разворачивается вокруг прекрасной цыганки Эсмеральды и людей, так или иначе, с ней связанных.

Первая половина книга не нравилась ни капельки. Засилие ненужных и ооочень длинных описаний, картонность персонажей и примитивность сюжета, который, ко всему прочему, развивался со скоростью улитки , превращали меня в сгусток злости и раздражения. Иногда, я очень ненавижу свою привычку дочитывать книги любой ценой, но здесь я не пожалела об этом.

Как вы знаете, не так давно произошло крайне трагичное событие с Собором Парижской Богоматери. По стечению обстоятельств, именно в это время я читала произведение Гюго. Так и наложилось трагичное событие на понимание мной этого романа, в результате чего, взгляд на него кардинально поменялся. Мне стало по крайней мере ясно, для чего все эти описания. Если вдруг вы не знаете, то Гюго написал это произведение в попытке донести до парижан ценность их истории, значение исторических памятников и в надежде сохранить Собор Парижской Богоматери, ведь в то время остро стоял вопрос о сносе этого архитектурного творения. Поэтому так раздражавшие меня описания Парижа на, по ощущениям, миллион страниц, имели свой смысл. Наверняка, если бы всё это было написано о моих родных местах, о местах, которые я с детства знаю, как свои пять пальцев, то я бы ими прониклась. К слову, стоит сказать, что описание самого собора меня сразу покорило, на этих страницах пришло осознание, что собор —это такой же герой книги, как и все остальные. И так, с этим пунктом разобрались, можно и к персонажам перейти.

С персонажами, извините, всё очень плохо. Особенно с Эсмеральдой и её любовью. Совершенно непонятно, откуда эта вечная и неземная любовь у неё взялась. Увидела человека один раз — влюбилась по гроб жизни, да так, что готова тут же свой обет нарушить и отказаться от идеи, поддерживавшей в ней силы и жажду жить. То ли прописано неудачно, то ли персонаж не очень умная у нас. Клод Фролло неплох. И история его морального падения так же хороша. Про Квазимодо нечего и говорить — совершенно ясно, что автор хотел посредством такого персонажа донести, но, даже если всё и лежит на поверхности, то в данном случае обоснованно. Противопоставление внешнего уродства и внутренней красоты Квазимодо внешней красоте и внутреннему уродству Феба — одна из лучших вещей, заложенных в книгу. А если тут же сказать о худшей, точнее худшИХ — это Эсмеральда как персонаж, её необоснованная любовь и, конечно же, необоснованная и безумная любовь всех героев мужского пола к ней (может, вообще весь Париж был влюблен в Эсмеральду?!)

Перечитала, что написано выше, и понимаю — может сложиться ложное впечатление о моем отношении к книге. Да, очень многие вещи меня раздражали и выводили из себя, но произведение не лишено плюсов. Один из главных плюсов — это, конечно же, концовка. Если честно, книга была написана таким образом, что я совершенно не предвидела такого завершения. Тем лучше, ведь оно довольно сильно изменило моё общее впечатление о книге.

Если подводить какой-то итог, то никакого желания возвращаться к произведениям Гюго нет совсем, по крайней мере в ближайшее время. Но, так уж исторически сложилось, что давно была куплена "Человек, который смеется", поэтому, когда-нибудь, я решусь на её прочтение и на составление окончательного мнения о писателе.